май 8, 2007
В канун Дня Победы по телевизору показывают традиционно много фильмов о войне. В понедельник я специально посмотрел один из моих любимых - "Отец солдата". Он очень добрый, и там есть один эпизод, который мне нравится больше всего, потому что в нем показано, чем люди даже в такое жуткое лихолетье отличаются от зверей.
Старик-грузин спасает от наших танкистов немецкий виноградник. И когда танкист говорит, мол, а ты знаешь, что фашисты делали у нас, старый Георгий Махаришвили отвечает: "Мы - не они", и показывает на стоящего рядом белобрысого немецкого мальчонку: "Тогда убей его". И танкист понимает, что МЫ - НЕ ОНИ.
Сегодня нам нанесли рану в Эстонии. Поляки и венгры тоже хотят повоевать с нашими памятниками. В народе, наверное, мало найдется тех, кому эта война с могилами безразлична или понятна. Но я хочу сказать о другом. Есть люди, которые даже из такого зверства извлекают какую-то выгоду. Раньше их называли "ястребы". Они сидели по обе стороны невидимого фронта "холодной войны" и подпитывали друг друга. Их было меньшинство и с той, и с нашей стороны. Но им было одинаково хорошо от противостояния: они получали чины, звания, награды, деньги, они имели больше влияния, они могли, запугивая противником, властвовать над умами и вертеть обществом, как захотят. Но стоило только миру ослабить противостояние, как о "ястребах" забывали и люди тоже начинали забывать о напущенных на них страхах, о ненависти, начинали открывать для себя другой мир и понимать, что ОНИ - такие же, как МЫ.
Но обезоруженных "ястребов" с обеих сторон это всегда бесило. И, видимо, они снова хотят быть важными и нужными, словно договорились между собой.
А между тем у нас есть свои дела. Лично меня сейчас волнует, как я буду добираться на работу, когда закроют Павловский тракт. Кого-то еще - как он отсеется. Другого - в чем его дочь пойдет на выпускной вечер. И думаю, что примерно такие же житейские вопросы волнуют всех нормальных людей и в Америке, и в Прибалтике, и в Африке, и в Палестине. Как того самого старика-грузина из фильма во время обстрела взволновала взрытая взрывом земля, потому что она была готова для сева.
Почему мы должны слушать "ястребов", которые ради СВОЕГО отвлекают нас от НАШЕГО?
Андрей НИКИТИН, шеф-редактор "СК".