декабрь 6, 2013
Пугающий вал обманов по телефону накатил на Алтайский край около трех лет назад.
Сотовая связь.
Михаил Хаустов
Сейчас это самая острая проблема для наших полицейских. Примечательно, что главным местом дислокации мошенников стали режимные учреждения в ряде городов страны – тюрьмы и колонии.
Ни для кого не секрет, что многие преступления из серии социальных мошенничеств совершают предприимчивые заключенные. Только в текущем году сотрудниками правоохранительных органов края привлечены к уголовной ответственности десять жителей других регионов России. В одной Самарской области с начала 2013 года возбуждено 2 800 дел по телефонным мошенничествам.
Кстати, осужденные, содержащиеся в местах исполнения наказаний в Алтайском крае, не имеют возможности совершать такие преступления.
– Когда мошенники из другого региона оказались в наших режимных учреждениях, они тут же попытались развернуть свою деятельность и здесь. Но у них оперативно изъяли телефоны, с которых они намеревались совершать звонки, не дав развернуться подпольному телефонному бизнесу, – поясняет Роман Карих.
– Среди телефонных мошенников есть и мужчины, и женщины, и восемнадцати-, и сорокалетние, – рассказывает Юрий Мозговой. – Многие из них обладают качествами хорошего психолога. В последнее время появились и другие – их ученики, мелкие мошенники (часто наркоманы), которые выучили одну, образно говоря, схему "развода" и крутят ее весь день по телефону, чтобы добыть себе средства на дозу. Мне самому однажды позвонил такой мошенник, невнятным голосом произнес, что моя карта заблокирована. И меня же попросил уточнить, какому банку она принадлежит.
– Если вы сотрудник банка, то почему не знаете, где вы работаете? – переспросил я. В итоге он быстро разговор свернул, но образец его голоса мы получили...
Телефонные мошенники, отмечают полицейские, обладают терпением и настойчивостью.
– За день они обзванивают до ста абонентов, – говорит Карих. – Могут и двести номеров обзвонить. В среднем на 150 абонентов приходится один доверчивый гражданин, который, поддавшись убеждениям мошенников, несет им деньги к банкомату, сбрасывает на телефон, передает через таксистов и т. д.
В этом году было возбуждено уголовное дело в отношении мошенника из Новосибирска, который использовал в своей схеме выуживания денег услуги таксистов. Водители должны были забирать деньги у граждан и отправлять через банкомат за определенную плату.
– Некоторые несознательные водители такси здесь преследуют свою выгоду, – комментирует Роман Карих. – Они понимают, что юридически никакого преступления не совершают, исполняя просьбу за денежное вознаграждение. Здесь только моральный аспект. Далеко не все водители соглашаются на подобную сделку. Более того, некоторые из них сообщают гражданам о том, что их попросту обманывают. Недавно был случай в одном из районов Барнаула, который меня, например, поразил. Мошенники попросили таксиста привезти крупную сумму (180 тысяч рублей) за вознаграждение. Он отказался, сообщил в полицию, не поленился, приехал к дому потерпевшей, нашел и предупредил ее. Что примечательно: ту женщину всем миром отговаривали от необдуманного шага, но она все равно перевела деньги под диктовку мошенников. Некоторых граждан настолько зомбируют, что они не слушают предупреждений. Потом, когда уже пелена спадает, спрашиваешь: "Бабуль, почему деньги-то перевела?" "А я, – говорит, – слышала голос своего внука, который в беде был".
– Вычислить телефонных мошенников и возбудить в отношении них уголовные дела непросто, – говорит Роман Карих. – Преступники, как правило, находятся в другом регионе, меняют сим-карты и телефоны. Тем не менее мы возбуждаем уголовные дела, задерживаем целые преступные группы.
Еще сложнее возвратить потерянные деньги гражданам, во многих случаях это невозможно. Можно вернуть их отправителю, если вовремя заблокировать операцию. К сожалению, это не всегда эффективно, так как средства перечисляются на другие счета в очень короткие сроки. При отправке денег через терминалы оплаты (мультикассы) в чеке операции указывается телефон оператора, на который необходимо звонить и блокировать операцию. При перечислении денег через банкоматы средства поступают на мобильный счет получателя практически сразу, заблокировать операцию можно только через оператора сотовой связи.
Ваша карта заблокирована
– На тему "ваша банковская карта заблокирована" попадаются и молодые, и пожилые люди,– говорит Юрий Мозговой. – Более семидесяти процентов жителей Алтайского края имеют в пользовании банковские карты (зарплатные, кредитные), на которых часто и хранятся денежные средства. Но многие из нас не знают всех тонкостей пользования картами, в результате граждане под руководством мошенников, представляющихся служащими банка, доходят до автомата и своими руками набирают комбинацию цифр, которая отправляет их деньги в карман мошенников. Известен случай, когда одна из жительниц Барнаула, отправив мошеннику свои сбережения, перезвонила невестке, чтобы та поспешила к банкомату и тоже "разблокировала карту".
Вы выиграли приз
Распространена и простая схема, когда на мобильный телефон приходит СМС-сообщение о том, что вы попали в число претендентов или выиграли суперприз – квартиру, автомобиль, оргтехнику и прочее. Преступники просят абонента перечислить подоходный налог или средства за пересылку техники, а получив их, бесследно исчезают.
Родственник попал в беду
– По схеме "ваш родственник попал в беду" обманывают в основном пожилых людей, – говорит Юрий Мозговой. – Чаще всего это происходит утром. У стариков, как правило, бессонница, утром им трудно критически воспринять пугающую новость, поэтому сообщение о родственнике, у которого возникла проблема, и чувство тревоги заглушают все доводы. С людьми говорит якобы представитель силовых структур, рассказывает криминальную историю, в которую попал их родственник, обещая замять дело за вознаграждение.
Вам полагается компенсация
Эта преступная схема совершается в отношении пожилых людей. Многие из них за годы своей жизни в нашей стране неоднократно сталкивались с какими-нибудь мошенническими действиями ("МММ", сетевой маркетинг и т. д.). В ходе разговора аферист представляется работником правоохранительных органов (прокуратуры, полиции, организации по возврату долгов и т. д.) и поясняет, что проводилась проверка и работников организации, которая обманывала людей, привлекают к уголовной ответственности, а пострадавшим лицам полагается компенсация. При этом пострадавшие должны или переслать энную сумму как процент, или сообщить номер и пин-код карты.
Ложный заказ
Еще один вид мошенничества, на который уже неоднократно попадались жители Алтая, – ложный заказ. Мошенники, представляясь сотрудниками известных организаций, заказывают на дом или на службу обед (такси, цветы для праздника и т. д.), а пока человек отправляется по названному адресу с заказом, просят дополнительно пополнить их телефонный счет и купить спиртное. Приехав на место, человек с удивлением обнаруживает, что его никто не ждет. Так 18 апреля сего года преступники заказали у жителя Барнаула флягу меда с доставкой в барнаульский санаторий "Обь". Пока он ехал, они еще попросили его купить коньяк и закинуть деньги на телефонные счета. Их "выручка" составила около восьми тысяч рублей.
По данным ГУВД Алтайского края, в 2012 году в полицию поступило 400 заявлений от жертв телефонных мошенников.
Более 100 преступлений раскрыто, 71 дело направлено в суд. Среди них есть дела по нескольким организованным группам, занимавшимся подобным мошенничеством. Пострадавшим был нанесен ущерб от двух до 400 тысяч рублей.