декабрь 10, 2013
Компании Алтайского края освоили и активно используют рассылки SMS-сообщений как инструмент рекламы и маркетинга. По данным операторов, предоставляющих эту услугу, спрос на нее в последние годы только растет. Рекламодатели называют SMS-рассылки эффективным и самым дешевым методом продвижения, который напрямую влияет на продажи и способен повысить их в несколько раз. Риск получить репутацию спамеров рекламодателей не смущает. Они говорят, что весь вопрос в том, какую абонентскую базу использует компания, — собственную или предоставленную оператором сервиса. Если действовать в рамках закона, то риски потерять лояльность клиентов минимальны.
Сотовая связь.
Михаил Хаустов
SMS-рассылка прочно закрепилась на рынке мобильной рекламы. За последние пару лет спрос на данную услугу вырос на 10–15%. Корпоративные клиенты "Билайна" активно подключают SMS-рассылку. За последний год ее востребованность среди наших клиентов в Алтайском крае и Республике Алтай выросла на 25%.
Инна Рябко, менеджер коммерческой службы компании "Электроник Восток" (предоставляет сервис рассылки сообщений во многих регионах России), считает, что сейчас SMS-маркетинг находится на пике своего развития.
Этот вид продвижения развивается дольше, чем три года, просто возможности были другие. Раньше не было компаний-агрегаторов (SMS-провайдеров), которые бы профильно этим занимались.
Услугу рассылки сообщений можно заказать напрямую у сотовых компаний или у их партнеров. Зачастую компании, предоставляющие такой сервис, работают по всей России, у некоторых из них в Барнауле есть филиалы, как, например, у компании "Экспресс СМС". Региональных игроков на рынке немного. В Алтайском крае этим занимается, например, группа компаний "Рубль", но для нее это не профильный вид бизнеса.
Случается, что рассылки делают частные лица без регистрации предпринимательской деятельности. В начале ноября УФАС по Алтайскому краю оштрафовало жителя Барнаула за рассылку SMS-сообщений салона красоты "Манго" без согласия абонентов. "На данном рынке работают мелкие компании, качество сервиса у них значительно ниже операторского. Как следствие, абонент становится практически беззащитным перед недобросовестными компаниями", — отмечает Анатолий Захаров.
Иногда руководители или владельцы бизнеса проводят рассылку самостоятельно, но это актуально для небольших фирм.
Я отправляю SMS сама со своего телефона: мы не можем доверить свою базу третьим лицам, потому что боимся, что на телефоны наших клиентов посыпется спам. Покупаю для этого пакет SMS у оператора связи, и выходит недорого.
По данным участников рынка, наиболее часто SMS-рассылки заказывают магазины, рестораны, банки, службы доставки, такси, салоны красоты и другие фирмы, которые работают на рынке товаров и услуг.
Основные клиенты — все виды розницы, особенно одежда. В последнее время почему-то стали активно интересоваться производители сельхозтехники.
Самый щекотливый вопрос при проведении SMS-рассылок — это происхождение абонентской базы. По словам Инны Рябко, способов создания нелегальных баз очень много. "Самый простой — взять один действующий номер, забить его в ячейку exel-документа и протянуть столбец вниз. У вас появится столбец номеров, где меняется только последняя цифра. И вот у тебя есть база из ничего. Кто ее будет проверять? Большое количество спама на телефонах говорит о том, что на рассылки есть спрос. Всем нужны базы, и все гоняются за дешевыми рассылками. Есть фирмы, которые просто собирают номера с разных интернет-ресурсов", — говорит она.
"Базу телефонов, как правило, предоставляет рекламодатель, — сказал Анатолий Захаров. — Если он покупает у "Билайна" услугу SMS-рассылки, то обязан предоставить письменное согласие владельца каждого телефона базы получать сообщения. В противном случае "Билайн" не будет отправлять сообщение абоненту". В пресс-службе "МТС-Сибирь" сообщили, что оператор работает по аналогичному принципу.
Представители компаний "Электроник Восток" и "Экспресс СМС" рассказали, что рассылают сообщения только по базе заказчика. А вот группа компаний "Рубль" привлекает и базы операторов — "МТС" и "МегаФона". "Важно понимать, что нам информация о тех, кому идет рассылка, не предоставляется: она есть и остается только у операторов", — подчеркивает Виталий Романов.
Он рассказал еще об одном легальном способе попадания телефонных номеров в базы для рассылок: "При использовании платежных терминалов нужно внимательно читать пользовательское соглашение: там может быть пункт о согласии на обработку персональных данных и получение рекламы, где уже будет стоять галочка. Если ее не убрать — вы согласны на получение рекламы. Компании, которые занимаются SMS-маркетингом, берут свои базы номеров в том числе оттуда".
Большинство опрошенных рекламодателей (велнес-клуб "Магис-Спорт", студия маникюра "Инь-Ян", магазины одежды Naf-Naf, Nike в Барнауле и другие) рассказали, что используют для рассылки собственную базу клиентов. Только директор одной из барнаульских служб такси, которая очень активно продвигается через SMS-рассылки, на условиях анонимности признался, что использует базу оператора.
"Я пользуюсь услугой компании, которая находится не в России и предоставляет мне свою базу клиентов по моему запросу, — сказал он. — А где они берут эту базу, мне лично не важно. И как происходит их взаимодействие с сотовыми компаниями, меня не интересует. Мне важен результат. Рассылками пользуюсь давно. В свое время отправлял SMS, выписывая номера из газет с объявлениями. Выбирал такие издания, где присутствует более платежеспособная часть населения. Важно, чтобы база была актуальной. Многие номера телефонов со временем становятся неактуальными — люди их меняют или операторы блокируют их за неуплату".
Рекламодатели отмечают, что SMS-рассылка — один из самых дешевых способов продвижения. Стоимость рассылки зависит от количества сообщений, которые покупает клиент. По данным участников рынка, цена одного сообщения может сильно варьироваться, она колеблется в пределах 5–95 копеек. Инна Рябко рассказала, что при заказе 10 тыс. SMS одно сообщение будет стоить 20 копеек. "Самая низкая цена — около 30 копеек за количество от 10 тыс. SMS, но такое количество у нас не заказывают, потому что у нас нет заказчиков с такой большой клиентской базой", — говорит Евгений Гаськов, представитель "Экспресс СМС" в Барнауле. У "МегаФона" по цене 30 копеек можно купить 150 млн. SMS (потребность в таком объеме есть, например, у банков), а цена сообщения в пакете на 10 тыс. штук — 90 копеек.
5–10 тыс. рублей в месяц на такой вид продвижения (SMS-рассылки. — Прим. "ВД") вполне достаточно. Изготовление не стоит ничего. Сел и написал сообщение. Не нужны дизайн, как для "наружки", запись и видеосъемка, как на радио или ТВ. Не нужно стоять в очереди. Сравните: 100 тыс. рублей нужно для радиоэфира, 250 тыс. рублей — для ТВ, 30 тыс. рублей — для размещения на одном щите. Такие месячные бюджеты необходимы на данные каналы, чтобы они были более-менее эффективны.
Рекламодатели отмечают высокую эффективность SMS-рассылок. "SMS — недорогие адресные обращения. Вот два их основных преимущества, — говорит Владимир Гордейчик, — мы делаем рассылку по своей базе и знаем, что именно этот человек получит именно эту SMS. У нас есть разные продукты, которые мы предлагаем не всем, а тем, кому они нужны. Это продвижение направлено на кратковременный быстрый эффект, который обычно виден в первые день-два после рассылки".
"Эффект определяется просто. Мы производим рассылку на те номера, с которых нам звонков раньше не поступало. Когда с них после рассылки звонят — есть эффект, и понятно, что он именно от той SMS-рассылки, — отмечает директор упомянутой выше службы такси. — Эффект зависит от времени года, погоды, цены и других факторов. Когда 10% тех, кому отправили SMS, откликнутся — это великолепный результат. Бывает, конечно, что впустую рассылаешь. Но все равно это более рентабельно, чем другие виды рекламы".
По словам Марины Бурминой, клиенты студии маникюра "Инь-Ян" относятся к рассылкам лояльно и даже благодарят за них. "Раньше клиенты, бывало, на нас обижались, выяснив, что у нас проходила акция, а они не знали. Обзванивать клиентов долго, и не у каждого есть время на такие разговоры. Когда у вас постоянно есть актуальные спецпредложения, то это, пожалуй, единственный способ о них вовремя оповещать. После рассылки мы сразу видим увеличение посещаемости", — рассказала она.
Предприниматель, который по франшизе развивает несколько брендов одежды в Барнауле, рассказал, что в дни рассылок эффективность магазина (отношение количества людей, совершивших покупку, к числу тех, кто зашел в магазин) может увеличиться на 200–300%. По его словам, это особенно заметно, когда сообщения оповещают о распродажах.
Существует два типа SMS-рассылок. Первый — это рассылка SMS-сообщений самим заказчиком путем подключения к SMS-центру оператора. Главное условие такой услуги — получатель должен предварительно дать согласие на получение таких SMS-сообщений. Разрешение он может дать во время оформления скидочной карты, договора на услуги или другим способом. Если заказчик такой услуги нарушает правила оказания сервиса (рассылает SMS-спам, то есть сообщения абонентам без их согласия), оператор имеет право приостановить обслуживание.
Второй тип услуги — это случаи, когда заказчик приходит в сотовую компанию и просит сделать таргетированную рассылку рекламных SMS по абонентской базе оператора. В качестве критериев выборки могут выступать регион, пол, возраст абонента и другие параметры. Есть важное условие: рекламные SMS такого рода могут быть доставлены только тем абонентам, которые во время подключения к сети и заключения договора дали согласие на получение рекламных сообщений от оператора и/или сторонних лиц. Те абоненты, которые не дали такого согласия, в выборку не попадают.
Источник: Алтайское региональное отделение Сибирского филиала "МегаФона"
Недавно операторы связи повысили цены на SMS-рассылки. В конце ноября этим фактом заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба и начала расследование. Валерий Казаченко, директор Алтайского отделения "МегаФона", пояснил, что с ноября 2013 года операторы мобильной связи изменили принцип приема SMS-сообщений в целях борьбы со спамом с так называемых коротких номеров. "В результате сообщение с буквенно-цифровым идентификатором типа IKEA, VTB24 получателю может быть доставлено только с SMS-центра того оператора, у которого обслуживается абонент. Соответственно, SMS-сообщения с цифро-буквенным идентификатором от "МегаФона" не дойдет до абонента "Билайна" и наоборот, — говорит он. — Таким образом, у SMS-рассылок появилась себестоимость, чего не было раньше. Естественно, что это повлияло на конечную стоимость услуги. Теперь мы закупаем определенный объем SMS-трафика у других операторов".
Сегодня просто уведомление о скидках и акциях многих людей раздражает. Об этом говорили, в частности, наши клиенты. Поэтому мы считаем, что SMS-рассылки лучше использовать для имиджевого продвижения, а не для продаж. Одна кофейня поставила перед нами задачу — установить с клиентами личный контакт. Чтобы при мысли о кофейнях он в первую очередь вспоминал именно про эту, потому что у него есть ощущение, будто у него там знакомый человек. Для такой цели формируются сообщения, не содержащие призыва к покупке и, может, вообще о чем-то абстрактном. О том, какой сегодня прекрасный день, например. Такие вещи не раздражают. Но клиенты обычно сомневаются, что от этого будет толк. И в основном есть спрос именно на оповещения о каких-то акциях, скидках и других особых предложениях.
С позиции нашей отрасли сегодня многие виды рекламы в Барнауле умерли. Реклама на телевидении стала финансово недоступной. Радийная реклама тоже стала неэффективной (она была бы такой, будь в три-четыре раза дешевле). Бюджет на месяц там нужен не менее 100 тыс. рублей. Для многих спортклубов это вообще весь рекламный бюджет. Наружная реклама — тоже. Щитов становится меньше в связи с политикой государства, и они становятся дороже. Наша отрасль тут не в состоянии конкурировать с автомобильными или телекоммуникационными брендами. Все ищут что-то недорогое и эффективное, с точки зрения целевой аудитории. Думаю, в будущем с SMS-рекламой все тоже станет трагично. Тех, кто этим занимается, все больше. И каждый человек получает множество сообщений в день (эффект вашего SMS размывается), плюс у некоторых накапливается раздражение. Особенно когда у компаний откуда-то берутся номера телефонов людей, которые с этими компаниями незнакомы.
Ответственность за распространение рекламы посредством электросвязи, в том числе и административную, несет рекламораспространитель. В соответствии со ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.