май 15, 2007
14 мая в Барнауле во время дождя затопило улицу Малахова под мостом на Павловском тракте. На участке засорилась ливневая канализация, куда должны стекать сточные воды (в том числе и ручьи, бегущие по улице во время дождя).
Дождевая вода не смогла уйти в канализацию, вероятно, из-за попавшего в ливневку крупного предмета. От засора вода из ливневой канализации стала выходить наружу - на улицу. Фонтан воды быстро образовал на дороге озеро глубиной больше двух метров. Кроме этого, вода смывала с придорожных высоких обочин мусор, пустые бутылки и дорожную плитку и единой массой сбегала в сток, отчего тот засорялся еще сильнее.
Две машины ушли под воду
В результате наводнения под воду ушло два легковых автомобиля - "Нива" и "Нисан-Пульсар". Машины двигались по улице Малахова, впереди была лужа, на вид - не очень глубокая. Когда водители доехали до середины лужи, вода начала быстро подниматься. Двигатели заглохли, водители вылезли из салонов через боковые окна и добирались до суши вплавь.
Александр Рябинин, заместитель директора Горэлектротранса, рассказал, что около 20.00 трамвайный вагон, следовавший по маршруту № 10, остановился возле малаховского моста. Впереди рельсы были скрыты водой. Более того, вода быстро прибывала, водителю пришлось сдать назад. Прибывшие следом по расписанию вагоны тоже встали, затем все трамваи задним ходом отъезжали до кольца на ул. Антона Петрова.
Рассказы очевидцев
По словам очевидцев, вода прибывала минут 40. Потом пошла на убыль. Первая бригада спасателей была на месте около 20.00.
- Я работаю в службе МЧС с 1994 года, - расказывает спасатель Евгений Петрусенко, - но такого - чтобы в черте города утонули сразу две машины - ни разу не видел! Ливневая канализация просто бушевала - фонтан этой воды, и правда, можно сравнить с гейзером…
Как говорит Евгений, спасателям повезло: когда их "уазик" остановился на месте затопления, к машине сразу подошел водитель "Нивы" и рассказал, что и он, и водитель иномарки ("Ниссан-Пульсар"), а также их пассажиры живы. Поэтому, как говорит Евгений, спасатели просто начали работать в обычном режиме.
Были вызваны водолазы со снаряжением, чтобы тросами закрепить утонувшие автомобили. Также на место происшествия подъехали сотрудники "Автоспаса". Для эвакуации автомобилей были задействованы два тягача и два эвакуатора.
- Но один тягач вскоре пришлось перебросить на другой участок, - рассказывает Геннадий Шавшин, начальник дорожно-спасательной службы "Автоспас", - нам поступило сообщение, что в районе "Бии", на Малахова, подтоплен автомобиль. Правда, не до такой степени, как на этом перекрестке.
Спасатель Евгений рассказал, что, прежде чем доставать автомобили из-под воды, по берегу (по улице. - Прим. авт.) растянули трос, которым водолазы закрепили машины, и все - дальше работа тягача и эвакуатора. Эта работа продолжалась до 0.45.
Что будет с машинами
Как сказали спасатели, владелец "Нивы", молодой человек, был просто в шоке. А водитель иномарки, в возрасте, по мнению спасателей, наверняка многое испытал в жизни, держался спокойно.
О дальнейшей судьбе утонувших автомобилей пока неизвестно. Хотя механики одной из служб такси города говорят, что у машин прежде всего надо высушить или заменить салоны. А потом продать. Правда, "утопленники" (так на сленге автомобилистов называют тонувшие машины. - Прим. авт.), не слишком дорого стоят.
Как сказал Игорь Перемазов, заместитель главы администрации Барнаула, компенсировать ущерб автомобилистам никто не будет:
- У них машины застрахованы! Если видишь лужу, не надо ехать туда! - сказал вице-мэр. - Но они могут подать в суд на ДЭУ Индустриального района.
Большая чистка
15 мая, на следующий день после потопа, движение трамваев на ул. Малахова было перекрыто - они ходили от Пивзавода по улице Попова, проспекту Космонавтов до Потока, обратно так же. Движение автотранспорта тоже было закрыто до полной очистки.
Причины затора ливневой канализации выясняли очень долго. Ночью и утром на месте работала спецтехника. Сначала откачивали воду, потом обследовали трубы. Дорожные службы убирали мусор и грязь. В комитете по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи пообещали откачать воду с участка и восстановить движение автотранспорта уже 15 мая.
15 мая на Малахова до второй половины дня городские службы продолжали уборку. Администрация Индустриального района организовала горячее питание для всех, кто там работал, - кормили беляшами и пирожками с капустой, поили горячим чаем. К обеду вторника полностью откачали воду только с одной стороны дороги (по направлению к Северо-Власихинской ). На второй стороне дороги (по направлению к ул. Антона Петрова) вода еще стояла. Движение было закрыто. Дорожное покрытие на участке, где скопилась вода, испорчено. Ямы в асфальте - до полуметра глубиной. По всей видимости, этому участку дороги предстоит капитальный ремонт.
Кроме того, ливнем размыло дорогу на участке улицы Советской Армии, ограниченном улицей Телефонной и проспектом Коммунаров. Там местами просел грунт, образовалось несколько ям величиной 2х2 метра. Движение трамваев в одном направлении было закрыто, потому что рельсы могли обвалиться под тяжестью вагона.
Таким образом, в Барнауле 15 мая три главные магистрали находились в аварийном состоянии. Улица Советской Армии закрыта давно на капитальный ремонт. Малахова перекрыли из-за потопа, чем ограничили выезд на городскую объездную дорогу. А Павловский тракт, который и так уже больше не может вмещать дополнительный автотранспорт, весь в ямах и колдобинах.
Кто виноват?
В мэрии считают, что в случившемся НИКТО не виноват. Очисткой ливневых канализаций должны заниматься дорожные службы. И они, по словам Игоря Петровича, провели плановую очистку перед массовым таянием снега. Он предположил, что забить ливневую канализацию, размер которой более метра, могло что угодно: ветки деревьев, труп собаки, предметы мебели, выброшенные горожанами. Поэтому и случился потоп. Вице-мэр назвал эту ситуацию обычной. "Такое может произойти и завтра, и послезавтра, если снова засорится труба", - обнадежил он.
Что с ливневкой?
Ливневка на Малахова была построена около 30 лет назад. Ее состояние оставляет желать лучшего, но на ремонт в городском бюджете нет денег. Кроме этого, старые ливневые канализации также на проспектах Ленина, Строителей, улице Северо-Западной.
Что еще натворила водная стихия?
Сильный ливень вечером 14 мая стал причиной аварии на трамвайных путях. В 20.10 в районе пересечения улиц Челюскинцев и Чкалова сошел с рельсов трамвайный вагон. Как сообщил Александр Рябинин, причиной стало скопление грязи и воды на путях. Прибывшие на место аварийные бригады расчистили полотно и поставили трамвай на рельсы. В 21.07 движение электротранспорта было восстановлено.
Принцип "сосульки"
Мы решили выяснить, что должны предпринять владельцы утонувших автомобилей, чтобы выиграть процесс по возмещению материального ущерба.
Как нам сказали специалисты юридического центра "Де-Конс", в тот же день потерпевшим нужно было вызвать на место происшествия сотрудников милиции, чтобы те составили соответствующий протокол с указанием места события и описанием всех повреждений автомобилей.
Также владельцы этих автомобилей должны заручиться свидетелями (минимум два человека, желательно как можно больше из служб, задействованных в поднятии автомобилей из воды). Причем эти свидетели должны быть готовы давать показания в суде на процессе по возмещению материального ущерба.
Как сказали сотрудники юридического центра, ситуация с утонувшими автомобилями очень похожа на случаи с падающими на людей время от времени сосульками: все видели, многие оказывали первую помощь пострадавшим, но вот милиционеров на месте происшествия не оказалось, поэтому протокол для дальнейшего судебного разбирательства не составлен.
И после, как говорят юристы, очень сложно выиграть иск к городским властям, основываясь только на свидетельских показаниях.
Владельцам утонувших автомобилей еще нужно будет доказать, что в неисправности ливневой канализации виновны сотрудники определенной городской службы. Но шанс у владельцев есть. Правда, очень маленький шанс.
Ольга ПОЛИЕНКО, Лариса ВАСИЛЬЕВА, Наталья ЛАПИНА.