декабрь 12, 2013
Минобрнауки разработало новые программы обучения водителей. Система обучения претерпела кардинальные изменения. Например, теперь граждане должны получать глубокие познания в области физики, психологии и социологии. Также все курсанты (независимо от получаемой категории) должны пройти курс обучения грузоперевозкам, получить представление о работе диспетчера такси и узнать, как реклама, пресса и кино влияют на поведение на дороге.
Новая система настроена на то, чтобы ученик хорошо показал себя на экзамене в ГИБДД и ездил безаварийно.
Михаил Хаустов
Проект программ обучения разработан в связи с тем, что 5 ноября вступили в силу новые правила приема экзаменов на права. Среди нововведений, например, было появление категории М для управления мопедами и скутерами. Также введены новые подкатегории для управления автомобилями с автоматической коробкой передач. Но до сих пор ни одна автошкола не готовит водителей по новым правилам, а ГИБДД не выдает прав нового образца. Причиной было отсутствие учебных программ от Минобра.
Теперь на основании программ, изложенных в проекте, автошколы должны разработать свои программы, по которым их будут лицензировать и по которым они потом будут обучать. Проект должен пройти общественное обсуждение, после чего поступит в Минюст. Сам документ, опубликованный Минобром, содержит 766 страниц.
Нуждается ли система обучения в автошколах в реформировании?
Понятие "автолюбитель" фактически ушло в прошлое. Вступившие 5 ноября в силу предполагают, что всем выпускникам автошкол отныне будет выдаваться свидетельство о получении профессии водителя.
Изменения в этой сфере, безусловно, нужны. Их требует и законодательство, и здравый смысл. С 2010 года в системе наблюдалась нездоровая ситуация, когда все в ней было либерализовано и автошколы получали лицензии, просто предоставив пакет документов, но не имея зачастую ни классов, ни площадок, ни преподавательского состава. Шла продажа свидетельств. Не повсеместно, но эти явления на рынке образовательных услуг случались. Новая система настроена на то, чтобы из автошколы вышел качественный ученик, чтобы он хорошо показал себя на экзамене в ГИБДД и ездил безаварийно.
Сами программы в проекте построены по новому принципу. Он предполагает модульность. Там есть базовый цикл из четырех предметов, которые изучаются единожды, – теперь не будет необходимости проходить их заново при обучении на получение другой категории. Так система не работала никогда, это новый подход.
Автошколы к этим изменениям относятся по-разному. Те, что занимались серыми схемами, – негативно, потому что в новых условиях они работать не смогут. Им надо будет либо выполнять все требования и условия, либо уйти с рынка. Читать пять-шесть лекций за 5–6 тысяч рублей они больше не смогут. Поэтому программы и реформы сталкиваются с таким противодействием. У тех, кто работает добросовестно, никаких возражений нет.
Предпосылки к изменениям были навеяны тем, что аварийность на дорогах страны растет. Но обучение в автошколах – не единственная причина этого. И это, к сожалению, эксперты не учитывают. Они сетуют только на обучение и стараются ужесточить эту сферу. А на аварийность не меньше влияют организация движения и состояние дорог. Инфографика: обучение водителей в России.Михаил ХозяйкинОднако саму методику обучения и контроль за его качеством необходимо реформировать. В прошлом году звучали оценки, что в России от 30% до 50% выдаваемых водительских удостоверений просто куплены. А сама методика устарела. Она была рассчитана для других, прошедших уже реалий. С тех пор сильно возросла, к примеру, интенсивность движения. Для водителя сейчас более актуальны знания о том, как вести себя в стрессовых ситуациях, нежели, например, устройство автомобиля или основы медицины, которые очень быстро забываются.
Реформа назрела, но можно усомниться, насколько она будет адекватна и принесет какие-то плоды. Необходимо, с одной стороны, делать обучение более эффективным, а с другой – сделать более либеральным получение водительского удостоверения, которое реально бы доказывало умение человека управлять автомобилем, а не умение сдавать экзамены в ГИБДД. К сожалению, у нас в автошколах учат не водить машину, а сдавать экзамен. И реформа вряд ли изменит ситуацию.
Система обучения водителей и прежде не была плохой, и как бы ее сейчас ни меняли, пока есть коррупционная составляющая в получении водительского удостоверения, никакие новые программы не смогут повлиять на безопасность дорожного движения. Сколько бы нововведений ни придумывали, это будет бесполезно в условиях, когда даже самый неспособный к вождению ученик имеет возможность получить права в обход закона и сесть за руль.
Я прочитала предложенную программу и как профессионал вижу, что она написана людьми, которые не понимают ни психологии подготовки водителей, ни основ поведения новичков, ни принципов управления автомобилем. Наверное, им следовало бы обратиться за консультацией к спортсменам или тем, кто занимается контраварийной подготовкой. И непонятно, зачем учащиеся на категорию В должны изучать работу диспетчера такси, нюансы согласования графиков и перевозок грузов?
Еще один важный нюанс: программа для категории В предусматривает вождение с прицепом до 750 кг. И они хотят, чтобы ученики автошкол за три занятия по 45 минут научились маневрировать с ним, заезжать в гараж передом и задом. И все, даже девушки, должны научиться его подцеплять и отцеплять.
Добавили в программу и буксировку. Это хорошо. Но на этот блок выделен всего лишь час. И технически это выполнить будет тяжело, потому что у большинства автошкол очень маленькие автодромы.
Сейчас в программе есть предмет "Основы безопасности дорожного движения". Его убрали, а ввели психофизиологию водителя, где предлагают научиться расслабляться, делать дыхательные упражнения. Но если просто говорить: "Ты не нервничай, дыши, используй гимнастику", многие люди это просто не воспримут. Нужно рассказывать, что такое грамотный водитель и как он должен относиться к ошибкам других участников дорожного движения, чтобы они его не раздражали. Надо учить людей системе ситуативного прогноза.
Конечно, все эти изменения отразятся на стоимости обучения. Хотя сейчас сложно поднять цену на такие услуги из-за недобросовестных автошкол, которые получают заработок, предлагая легкий способ получения водительского удостоверения.
Теории в плане правил дорожного движения хватает. А вот практика у нас преподавалась отвратительно. Но самые ценные теоретические советы я получила от папы и дедушки. А еще смущает, что наркологи и психологи выписываются справки, даже не глядя на пришедшего к ним человека.
В принципе, знаний хватает. Мне попался очень хороший инструктор, который к каждому курсанту нашел индивидуальный подход. Но, мне кажется, стоит увеличить количество часов по материальной части автомобиля, чтобы водитель мог сам исправить мелкие и не очень поломки.
Теорию до сих пор помню отлично, с нас ее сильно спрашивали. Водить машину мы учились на "пятерках" и "шестерках" – это само по себе уже экстремальное вождение. В общем, я получила качественные водительские навыки.
Полученных в автошколе знаний правил дорожного движения мне более чем достаточно. Но там не учат, как вести себя в экстремальной, в стрессовой ситуации на дороге, а это, по-моему, очень важно, особенно для новичка. И эти знания приходят, к сожалению, только с опытом.