Зачем бизнесмены входят в общественные советы при краевых ведомствах

декабрь 18, 2013

Федеральная власть законодательно обязала региональные и местные органы власти формировать общественные структуры, чтобы обеспечить пресловутый "конструктивный диалог с институтами гражданского общества". В Алтайском крае порядок создания общественных советов при органах исполнительной власти был утвержден в апреле 2013 года, и такие структуры были в обязательном порядке со­зданы почти при всех краевых управлениях. Во многие из них вошли предприниматели. "Ваше дело" попыталось разобраться, зачем они создавались и сможет ли бизнес через них влиять на решения власти.

Деньги.
Михаил Хаустов

На сегодняшний день советы сформированы при 21 из 27 краевых ведомств. Пока большинство из них успели только выбрать председателей и руководящие органы, провести первые организационные заседания и определить планы деятельности. При ГУСХ и при управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности советы только формируются. А в составе некоторых советов (например, при управлении образования и молодежной политики) работают сразу несколько отдельных комиссий.

Виталий Снесарь,
"политический" вице-губернатор:

Впервые мы пришли к пониманию актуальности такого формата взаимодействия несколько лет назад и, как это часто бывает, о решении успешно забыли. Нужна была общественность, которая разбирается в "профильных" проблемах, способная к конструктивному оппонированию, а не просто к огульной критике. Когда мы провели "инвентаризацию" по этому вопросу, то поняли, что такие совещательные структуры есть лишь при нескольких управлениях, и снова эту тему актуализировали.

Главная задача общественных советов, по словам Снесаря, — служить экспертной площадкой для руководителей и специалистов ведомств, чтобы они не "варились в собственном соку". "Не всегда даже в профильном управлении видно, что происходит в отрасли, поэтому, например, управлению по предпринимательству необходим прямой открытый диалог с бизнесом: что может и хочет для бизнеса делать власть и чего хочет бизнес", — говорит вице-губернатор.

Необязательным признано создание общественных советов при органах исполнительной власти, выполняющих контрольно-надзорные функции (Госинспекция) или исполнительно-распорядительные полномочия в сферах финансов, имущества, экономики и инвестиций: это Глав­экономики, Главимущество, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике. При главе региона действуют общественные советы по молодежной политике, безопасности, экологической бе­зопасности, развитию здравоохранения, малого и среднего предпринимательства; кроме того, есть общественный совет по тарифному регулированию деятельности энергоснабжающих компаний и организаций коммунального комплекса. Впрочем, в администрации края не считают, что многочисленные структуры дублируют друг друга. "У общественных советов при губернаторе функции несколько другие — они занимаются стратегическими вопросами, а советы при управлениях отвечают за тактику", — говорит Виталий Снесарь.

Предложения и экспертизы

Общественный совет при управлении лесами Алтайского края уже подготовил пять предложений по совершенствованию регионального законодательства и провел три экспертизы законопроектов. Совет при управлении по ЖКХ пока провел три заседания, но высказал 21 предложение, в том числе по развитию системы общественного контроля в ЖКХ и разработке информационно-логической модели управления ЖКХ и провел экспертизу четырех документов, в том числе краевой программы по капремонту многоквартирных домов, проекта устава регионального оператора "Фонд капремонта многоквартирных домов".

Совет при управлении по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов обсудил проект стратегии развития туризма в России, а теперь формирует свои предложения, которые планируется направить в Федеральное агентство по туризму, чтобы включить в проект стратегии. Члены совета обратили внимание на проблему качества подготовки кадров в сфере туризма: вузам края рекомендовано организовать практику студентов на базе турфирм, гостиниц, санаториев, баз отдыха.

Члены общественного совета при управлении по госрегулированию цен и тарифов активно участвуют в обсуждении повышения тарифов на коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, вносят предложения об использовании нетрадиционных источников энергии.

Критерий эффективности работы советов, как пояснили в администрации края, — "качественное взаимодействие с органом исполнительной власти в части корректировки нормативных правовых актов на стадии их разработки, что позволяет получить на выходе документы, не требующие в дальнейшем доработки, и вынесение обоснованных экспертных решений".

Два из десяти

Иногда включение тех или иных предпринимателей в состав общественного совета может вызывать вопросы: например, пчеловод Сергей Тастан — зампредседателя совета при управлении края по строительству и архитектуре. Но сам он ничего странного в этом не видит: "Я активно занимаюсь общественной работой, я член Общественных палат края и России (входит в состав комиссии по социальному развитию села. — Прим. "ВД"), в этих вопросах разбираюсь". Задача общественных советов, по словам Тастана, — рассмотрение законодательных инициатив экспертами, профессионалами и тех проблем, с которыми к членам советов обращаются граждане. "Наши решения мы передаем в органы исполнительной и законодательной власти", — рассказывает бизнесмен.

Сами предприниматели, вошедшие в состав советов, настроены вполне оптимистично и считают, что толк от них, несомненно, будет. 

Юрий Матвейко,
зампредседателя совета при управлении по предпринимательской деятельности, гендиректор сети АЗС "Октан":

В предпринимательском сообществе вопросов и проблем много, будем пытаться их решать, сейчас будет много работы по "дорожным картам" по улучшению предпринимательского климата. Думаю, это будет интересный рабочий орган. Я не думаю, что совет на сто процентов решит все проблемы, но мы будем их обозначать и двигать вперед. Даже если из 10 вопросов мы решим два, это уже что-то, это результат.

Председатель общественного совета при управлении по развитию предпринимательства Юрий Ряполов (он "рекордс­мен" — входит в состав более десятка краевых и городских общественных советов, комиссий и других совещательных структур) тоже уверен, что через такие структуры бизнес может влиять на решения власти, "иначе какой смысл был бы в них участвовать".

Юрий Ряполов,
председатель общественного совета при управлении по развитию предпринимательства:

Любой совет — это площадка для поиска и нахождения взаимоприемлемых решений. Любая проблема — это две часто противоположные позиции, и только в диалоге можно найти "золотую середину", которая бы сблизила мнения".

По словам Ряполова, власть выносит некоторые проекты своих решений на общественное обсуждение. "Например, неоднократно обсуждался вопрос резкого роста платежей за электроэнергию в начале этого года в связи с изменением федерального законодательства — тогда это коснулось 41 предприятия Барнаула. Только благодаря широкому обсуждению в общественных структурах вопрос довели до Торгово-промышленной палаты РФ, и он был практически решен. Так же сложно было добиться отмены взимания с малого бизнеса горэлектросетью "недоборов-переборов". Или увеличение коэффициентов по ЕНВД в Барнауле: тяжелые переговоры велись на протяжении полугода, сначала предлагали увеличить до 70%, в итоге приняли для социальных магазинов 5%, а для остальных 15%. Вот и думайте, нужны советы или нет".

Консультативная роль

В соответствии с типовым положением об общественном совете в его состав должны входить от 9 и до 21 человека, при этом не менее двух третей должны составлять независимые от органа исполнительной власти эксперты и представители "профильных" общественных организаций. В состав советов включены также чиновники краевого и муниципального уровней, предприниматели, депутаты АКЗС, ученые и др. Срок полномочий совета — три года со дня издания приказа об утверждении его состава. Основные функции советов — проведение общественных экспертиз проектов нормативно-правовых актов; рассмотрение вопросов, связанных с разработкой стандартов предоставления госуслуг и контроль над их исполнением; сбор и анализ объективной информации в сфере деятельности органа исполнительной власти; рассмотрение гражданских инициатив; подготовка предложений по совершенствованию регионального законодательства и т. д. Роль советов — консультативная: их решения носят рекомендательный характер для органов исполнительной власти и должны учитываться при доработке документов.

Это бесполезное явление

Георгий Сатаров,
президент фонда "Индем":

Сам принцип формирования всех этих структур, начиная от Общественных палат и заканчивая советами, абсолютно негодный. Нелепо, например, когда состав общественных органов, которые должны контролировать силовиков, формируют сами силовики, и это предусмотрено законом. Когда общественные советы формирует сама власть, это абсолютно бесполезное явление. Власть называет их "конструктивными" и зовет туда тех, кто готов плясать под ее дудку. Надо, чтобы само общество определяло тех, кого оно уполномочивает разговаривать с властью.

Те крохотные горстки людей, которые осмеливаются говорить то, что они думают, бессильны, если само общество в целом не готово системно давить на власть и являться опорой для этих людей. Если общество спит, их усилия бесполезны.