Больше брендов! Бизнес подвел итоги года в туризме на Алтае

декабрь 24, 2013

На пресс-конференции 18 декабря члены правления Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) обозначили главные в уходящем году события своей отрасли. В качестве достижений по внутреннему туризму перечислили ряд имиджевых мероприятий и проектов, затруднившись с подсчетом турпотока в регион и примерами инфраструктурных улучшений. В то же время выездной туризм показал четкий двукратный рост за последние три года. Эксперты конференции призвали не забывать: внутреннему туризму для такого же успеха нужно время.

Американская путешественница Минва Лиунг в Барнауле.
Алена Денисова

Президент АРАТ и директор турфирмы "Алтайтурист" Наталья Гордеева начала конференцию с перечисления знаковых событий в 2013 году. Это, в частности, создание по инициативе губернатора края Александра Карлина Ассоциации туристских регионов России. Кроме края, в нее вошли Вологодская область, Республика Коми и Ярославская область. В самом Алтайском крае также образовали общественный совет при управлении по туризму. Обе организации, по словам спикеров мероприятия, важны для обмена опытом и продвижения инициатив по развитию отрасли.

Наталья Гордеева отметила и создание КГБУ "Алтайтурцентр", который в перспективе должен обзавестись интернет-порталом и колл-центром для консультаций туристов. Пока же он в основном занят организацией форумов и других мероприятий, имеющих отношение к туризму.

Также, заметила Гордеева, была проведена "серьезная работа" над брендом Барнаула, которая продолжится в следующем году. Напомним, что разработчик этого бренда, компания Presentация, до сих пор не получила со стороны городской администрации вердикт на результат своей работы.

Наконец, в этом году в крае разработали несколько новых брендовых маршрутов и развивали уже существующие "Малое" и "Большое золотое кольцо Алтая". Среди новинок — маршруты "По следам Царицы ваз" и "Великий шелковый путь на Алтае". По словам директора туристической компании "Плот" Александра Смирнова, в проблемной ситуации с дорогами и гостиничным размещением вдоль маршрутов "Колец" за год почти ничего не изменилось. Продажи по ним были единичными.

"По следам Царицы ваз" — пока, скорее, проект маршрута. А "Шелковый путь" на Алтае в большей части пунктов просто повторяет "Большое золотое кольцо", не имея уникального наполнения. Представители турбизнеса признали, что все эти вещи нужны как составные части массового алтайского пиара.

"Разработка этого маршрута, возможно, даст определенный синергический эффект, — осторожно прокомментировала проект "Шелкового пути" Наталья Гордеева. — Алтайский край активно продвигается на зарубежном рынке. Наличие общеизвестного в мировом масштабе бренда может привлечь дополнительных энтузиастов. Это не будет поток туристов. Но маршрут могут использовать делегации, энтузиасты, участники ралли...".

"Внутрироссийский турист в принципе не массовый. Группами почти не ездят, это везде индивидуальные туристы, — заметила Ирина Слесарева, директор турфирмы "Арго". — Поэтому я не думаю, что сейчас возможно считать в деньгах, сколько мы тратим на туризм и сколько мы получаем. Бренд — для того, чтобы о нас узнали. И даже "Шелковый путь" — это еще один ресурс в этом отношении".

Члены АРАТ в очередной раз констатировали, что реальную цифру годового турпотока в регион определить невозможно из-за отсутствия корректного метода подсчета на федеральном уровне. Александр Смирнов назвал 1,5 млн. туристов, о которых снова отчиталась краевая администрация, спорной цифрой. "Я в ней сомневаюсь, — сказал директор "Плота". — Туристами считают всех, кто въезжает в наш регион: гастарбайтеров, транзитников и т. д. Я склонен считать туристами тех, кто пользуется туристическими программами края, услугами турагентств".

В то же время Ольга Ришко, директор турагентства "Глэм-Тур", рассказала, что в этом году из краевого центра за границу вылетело около 22,6 тыс. туристов. Это в два раза больше по сравнению с 2011 годом. На рост повлияло увеличение количества туров с вылетом из Барнаула и как следствие — перераспределение туристов, ранее летавших из Новосибирска. Также свою роль сыграло удешевление путевок на популярные направления.

"Не так много времени прошло с тех пор, как мы продвигаем свои алтайские маршруты, — добавила Ришко. — Для этого должны пройти годы. Точно так же, как в выездном туризме прошло пять лет, прежде чем мы получили такие результаты. Чем больше у нас брендов, тем лучше. Даже если они привлекут двух человек — это тоже хорошо".

Справка

В 2011 году из краевого центра за границу вылетели 10 050 туристов, в 2012 году — 17 585, в 2013 году — 22 645. Наиболее популярными в 2013 году выездными направлениями остались Турция, Египет, Китай, Греция и Испания. На турецкий берег из Барнаула слетали в 2013 году 13 256 алтайских туристов.