июнь 8, 2007
В начале 90-х государство самоустранилось от регулирования экономики - эту ношу взяли на себя конкретные люди. Именно "челноки" создали в нашей стране товарное изобилие.
Они везли на себе баулы с товаром из Китая или Турции, чтобы перепродать на отечественных вещевых рынках. "Перевезя" нас в новую жизнь, "челноки" большей частью исчезли как класс…
Бум "челночного" бизнеса в России пришелся на 1993-1997 годы. Первые "челноки" - это достаточно уверенные в себе люди, как правило, имеющие высшее образование, сохраняющие за собой рабочие места на своих предприятиях. До того, как попасть в категорию рыночных торговцев, они были учителями, офицерами, инженерами, руководителями.
Для большинства это была лучшая возможность выжить самим и накормить свои семьи.
- У меня была конкретная цель - заработать на квартиру, - рассказывает Елена Семьянова, филолог по образованию. - С работы увольняться не стала. Чтобы заработать деньги на первую поездку, брала у друзей под реализацию коробки голландского шоколада "Джанин". За несколько дней все распродавала и с вырученными деньгами ехала в Польшу.
Менялы
В то время валюты на руках у населения не было, поэтому первые шоп-туры в Польшу скорее напоминали обменный туризм. Везли все, чего в России было навалом и "за копейки": искусственные елки, изделия из нержавейки, сигареты. Все это меняли на доллары и покупали одежду, изделия из кожи и шерсти, продукты питания: кофе, чай, сухое молоко.
Бешеная прибыль
Все это "челноки" продавали на Старом базаре. Первое время там даже не было торговых палаток. Прямо на земле стелили газету и раскладывали товар. Чуть позже стали торговать на обычных раскладушках, потом появились палатки.
Самый ходовой товар - "Сникерсы", банки с растворимым кофе, китайский ширпотреб, польская обувь. Сметали все, потому что в магазинах не было вообще ничего. Чаще всего утром продавцы приходили с туго набитой сумкой, а вечером уносили уже пустую. Хотя наценка на товар была четырехкратной!
Несмотря на хороший доход, работа торговца большой радости никому не приносила. "Весь день стоишь у прилавка, вокруг толпятся люди, играет одна и та же попса - тоска страшная!" - вспоминают старожилы рынка. Многие не выдерживали. Бывшие ученые, преподаватели, врачи за несколько лет "у прилавка" ломались и скатывались на обочину жизни.
- Первое время, когда по рынку проходили знакомые, я буквально ныряла под прилавок, - говорит Елена. - Нас же воспитывали, что торговать - это неприлично, что это не соответствует уровню интеллигентного человека. Потом мне объяснили: ты сама по себе, вещи сами по себе. Конечно, я адаптировалась, но по-прежнему было тяжело.
Исчезли как класс
По-настоящему тяжело "челнокам" стало после дефолта 1998 года. Цены выросли в одно мгновенье, таможенные правила ужесточились, массовые поездки за товаром сократились… Люди стали уходить из бизнеса, некоторые вернулись в профессию.
А те, кто остался, уже не ездят в Китай за товаром сами. За них это делают крупные фирмы. Из "челноков" они превратились в бизнесменов и цивилизованно договариваются об ассортименте по телефонам, факсам или электронной почте. Для тех же, кто остался торговать на рынке, это стало стабильной ежедневной работой с небольшой, но постоянной зарплатой.
Кстати, на квартиру Елена Семьянова заработала за полтора года. Но в торговле не осталась. "Конечно, на эти деньги можно было создать свое дело, - соглашается Елена. - Но меня это совершенно не привлекало. А многие мои друзья и знакомые, начинавшие с "газеток", стали крупными предпринимателями. Когда встречаемся, вспоминаем этот период нашей жизни с улыбкой. Хотя тогда было очень тяжело".
Из поездки одного "челнока"Что делать, если ты дипломированный инженер, а работы нет? Или есть, но с мизерной зарплатой, которой не хватает даже на еду? "Идти торговать" - решила выпускница Лариса Дорофеева и отправилась в первую поездку. С тех пор прошло уже пятнадцать лет, Лариса уже не "челнок", а успешный предприниматель, но первые поездки до сих пор вспоминает с содроганием:
- В 1992 году я поехала в китайский город Чугучак. Главная проблема по пути в Китай - казахстанская таможня. Тогда по правилам нельзя было провозить более пятисот долларов. Все изворачивались, как могли. Самые изобретательные прятали доллары в консервы. Вырезали дно, вкладывали завернутые в полиэтилен деньги и запаивали банку. Однако этот способ не всегда срабатывал. Как-то таможенник забрал у туриста такую банку с тысячей долларов внутри: мол, тоже хочу вашей кильки поесть. Наверное, это была самая дорогая банка килек!
Приехав в Китай, с самого утра шли на рынок за товаром. Языка, конечно, не знали - с китайцами друг друга совершенно не понимали. Общались с помощью калькулятора: просто выводили цену на дисплее.
С купленным товаром ехали в отель. Условия ужасные - горячей воды не было, холодная шла с перебоями. Из мебели - только три кровати, но мы не спали. Всю ночь паковали товар по коробкам. Складов не было, хранили все в номере - баррикады из коробок стояли до самого потолка.
Товар вывозили КАмаЗами! Когда подъезжали к казахстанской границе, разгружали товар и несколько десятков метров тащили многокилограммовые баулы на себе. Не было разницы - мужчина ты или женщина. Работали все одинаково.
До Барнаула добирались на автобусах. Раз застряли в Казахстане. Страшно - вокруг безлюдная степь. Да еще зима - дикий холод, поэтому обогревались как могли.
Порой снова тянет в Китай. Но этот этап я прошла и не хотела бы к нему возвращаться.
Не скажу, что я устала, но хочется чего-то более спокойного. Я не хочу, чтобы мой ребенок занимался тем же. Это очень жесткий путь.
География "челночного" бизнеса
Первые поездки за товаром барнаульские предприниматели совершали отнюдь не в Китай, а в Польшу. Именно в эту страну проще всего было оформить турпоездку. Широкое распространение получили специализированные поездки за товаром, так называемые шоп-туры. Подобные поездки пользовались особой популярностью у "челноков", поскольку предполагали организованное проживание и питание, освобождая время для закупки товаров. В Польшу везли на продажу изделия из химволокна и нержавейки, обратно - обувь, кожу, продукты питания.
Если в Польшу везли что угодно, то в Турцию (в основном в город Трабзон) только деньги. Поначалу наши "челноки" добирались в Турцию через Болгарию, но со временем разработали более короткий маршрут. Из Новосибирска летели в Сочи, там представитель турецкой стороны брал туристов на катер и перевозил через границу. Чтобы доставить товар на Алтай, зачастую нанимали огромные "Икарусы", которые из Сочи через всю страну везли товар в Барнаул. Из Турции привозили преимущественно ковры, изделия из кожи, тюль.
Китайцы делали закрытые рынки на приграничной территории. Автобус с туристами заезжал на рынок в России, а оказывался в Китае. Никаких виз не требовалось.
Самым популярным у алтайских челноков стал город Урумчи. До нашествия россиян это был небольшой поселок размером с Калманку, который со временем превратился в миллионный город с пятизвездочными отелями. Оттуда везли детские товары, обувь и знаменитые пуховики.
Из Пакистана привозили женскую одежду и изделия из оникса: часы, вазы, пепельницы, подсвечники.
Пуховики самолетами
Многие крупные бизнесмены сделали стартовый капитал именно на "челночном" бизнесе. Так, владелец завода "Кучуксульфат" Игорь Симоненко как-то рассказывал в интервью "СК" о своем опыте:
- В начале 90-х мы взяли кредит и начали раскручивать тему импорта из Китая.
Тогда не было банков, уполномоченных переводить валюту за границу. Единственным легальным "окном" для этого была Прибалтика. Когда мы выходили с чемоданом денег в аэропорту в Риге, нас встречали таксисты со словами: "О, барнаульцы привезли деньги". В "Парэкс-банке" рубли конвертировали в валюту. Оттуда уже с маленьким чемоданчиком мы бежали на вокзал, садились в поезд, выходили утром в Таллине и шли в "Эсти-банк". Банк перечислял деньги на счет китайской компании. А китайцы закупали по нашей разнарядке товары, и мы возили их самолетами. Сиденья пассажирского самолета быстро демонтировались. Самолеты улетали либо на территорию Китая, либо в наш приграничный город, там их загружали под завязку. А мы сопровождали груз, сидя между коробками и потолком. В Барнауле товар продавался за считанные часы. В пуховиках, кожаных куртках и кроссовках, которые мы привозили в начале 90-х, ходило полгорода.
Словарь "челнока"
Шоп-тур - специализированные поездки за товаром.
"Кэмэл" ("верблюд") - люди, перевозящие товар через границу.
Помогайка - наемные помощники, чаще всего китайцы, знающие местные рынки.
Такса - взятка таможенникам.
"Фабрика" - одежда, изготовленная на фабрике.
Опрос
КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ИЛИЗАНИМАЛИСЬ ЧЕЛНОЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ, К "ЧЕЛНОКАМ", - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?
Положительно - 59%.
Отрицательно - 19%.
Затрудняюсь ответить - 22%.
Источник: ФОМ.
Олег КОПЫЛОВ.