ноябрь 30, 2002
"Десять лет назад мы уже собирались в этом зале, чтобы разработать стратегию развития края. Однако никакой реальной пользы Алтаю то памятное заседание не принесло. Надеюсь, новая стратегия окажется более эффективным документом". Эти слова принадлежат Владимиру Евстигнееву, ректору Алтайского государственного технического университета. И произнесены они были 25 ноября в большом зале краевой администрации, где проходила научно-практическая конференция по "Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года".
Три кита экономики Алтая
В этот день в большом зале краевой администрации было тесно. Чиновники, промышленники, предприниматели, депутаты крайсовета, ученые, руководители сельхозпредприятий, журналисты - нечасто этих персон можно увидеть всех вместе. Последний раз такие "сливки общества" собирались в августе 2000 года, в день 60-летия Александра Сурикова. Кстати, сам губернатор Алтайского края в конференции не участвовал. Он находился в двух шагах от зала заседаний, проводя в своем кабинете текущие рабочие совещания. Но в любом случае, окончательный вариант стратегии все равно поступит к нему на подпись.
Наша газета уже неоднократно рассказывала о ходе подготовки стратегии, поэтому повторяться не будем. Макет будущего документа представлял его основной разрабочик, первый заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, доктор экономических наук Евгений Роговский. Главная цель документа им была озвучена так: "Подъем благосостояния и качества жизни населения Алтайского края путем создания высокоразвитой социально-ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста и строительство современного демократического общества".
Указав цель, Евгений Роговский сообщил, что план реализации документа условно делится на два временных этапа. На первом (с 2002 по 2005 годы) необходимо решить три главные экономические задачи - финансовое оздоровление АПК, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие наукоемких и эффективных производств. На втором этапе (с 2006 по 2010 годы) предполагается ежегодное наращивание основных экономических показателей. Так, темпы прироста экономики по прогнозу должны составить 5-7%, денежные доходы граждан будут увеличиваться в 2,2 раза, а ежегодный рост объемов инвестиций составит 10%. Приоритетные отрасли краевой экономики - АПК, туризм и малый бизнес.
Дорога ложка к обеду
На словах все эти планы и цифры звучали красиво и убедительно. Однако конкретные механизмы социально-экономического роста в крае докладчик преимущественно не указывал. Может быть, отчасти это было и правильно, поскольку стратегия является скорее рекомендательным, нежели директивным документом. Ведь та же, к примеру, краевая прокуратура вряд ли будет следить за ее исполнением. А в специальной резолюции конференции, которая раздавалась всем участникам на входе, практическая ценность документа четко определялась в пункте 4: "Считать стратегию основой социально-экономической политики края и тех программных установок, по которым выверяют свои текущие и перспективные планы отдельные районы и города, а также хозяйствующие субъекты региона". Кстати, администрациям городов и районов края уже рекомендовано разработать свои стратегии, чтобы шагать в ногу со временем.
Механизмы реализации "Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года" пусть и весьма расплывчато, но указывались в двух пунктах резолюции. Для практического воплощения всех тезисов требуется: "формирование необходимых нормативно-правовых основ для выполнения задач преобразования экономики" и "разработка новых и реализация действующих программ по приоритетным направлениям развития края". Проще говоря, хорошие законы и постановления должны быть приняты, а если они уже есть, то их следует исполнять. В общем, секрет Полишинеля.
Более конкретные рекомендации были даны в выступлениях участников конференции. Александр Жарков, председатель правления Союза промышленников Алтая и генеральный директор Федерального научно-производственного центра "Алтай", подчеркнул, что необходимо четко прописать темпы роста ведущих промышленных предприятий края, а не только отдельных отраслей. Тем более, что с 2005 года следует ожидать увеличение оборонного госзаказа.
Академик Геннадий Сакович, возглавляющий институт химико-энергетических технологий при Сибирском отделении РАН, выступил за необходимость скорейшего внедрения местной программы по развитию малой энергетики, что позволит Алтайскому краю в будущем получать ежегодную экономию в пределах 700 млн. рублей. По словам ученого, аналогичная программа уже имеется на Украине, причем правительство выделило на ее реализацию сотни миллионов долларов. "После реформы РАО "ЕЭС России" мы все равно вынуждены будем заняться поиском альтернативных источников энергии. Солнечная энергия и энергия, получаемая при утилизации соломы и древесины, дешевле традиционной. А сэкономленные средства можно было бы направить в сельское хозяйство", - подчеркнул Геннадий Сакович. Подобных разумных советов прозвучало очень много.
Большая ставка на малый бизнес
Еще один важный итог конференции: после многолетнего игнорирования краевая власть наконец-то признала, что без поддержки малого бизнеса экономике не обойтись. Предпринимательству посвящен достаточно солидный раздел проекта стратегии, выдержки из которого мы публикуем на этой же странице. Правда, немного смущает тот факт, что чиновники планируют в первую очередь заняться укреплением уже поднявшихся на ноги малых предприятий, а не ростом их числа (см. пункт 3.7.3). Как известно, сильнейшие выживают самостоятельно, а вот слабейшие, как показывает практика, от пристального "внимания" контролирующих структур могут погибнуть.
Мы приглашаем предпринимателей края поучаствовать в обсуждении проекта "Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года". Свои рекомендации вы можете принести в редакцию или отправить по электронной почте на адрес .
Справка редакции
Что говорится о малом и среднем бизнесе в проекте "Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года" (публикуется в сокращении)
3.7. Малое предпринимательство
Стратегической целью развития предпринимательства в долгосрочной перспективе является формирование в крае массового "среднего" класса, который в значительной степени обеспечит занятость населения, будет способствовать снижению социальной напряженности и явится важным фактором обеспечения устойчивости экономического развития края.
3.7.1. Анализ ситуации
(...) В настоящее время в Алтайском крае в сфере малого предпринимательства с учетом работников фермерских хозяйств занято 250 тысяч человек или 23% от общего числа занятого в экономике населения (по России - около 17%).
Наиболее многочисленна категория индивидуальных частных предпринимателей, составляющая более 100 тысяч человек, ведущих в основном торгово-посредническую деятельность.
На малых предприятиях постоянно работает более 80 тысяч человек. Малые предприятия представлены во всех основных сферах хозяйственной деятельности края, но лидируют из отраслей, как и в целом по России, торговля (51,7%) и строительство (10,7%). К категории малых относятся два из пяти предприятий этих отраслей.
(...) Сегодня на малый бизнес приходится 9% объемов производимой в крае промышленной продукции, 17,6% - зерновых культур, 72% - оборота розничной торговли, 23% - объема оказываемых населению услуг, 56% - автомобильных грузоперевозок края.
Однако в настоящее время потенциал саморазвития этого сектора экономики края практически исчерпан. К концу 90-х годов в Алтайском крае, как и в большинстве регионов страны, вместо предполагаемого бурного развития сферы малого бизнеса имели место стагнация и структурные изменения этого сектора экономики. (...)
3.7.2. Стратегические задачи до 2010 года
Для достижения поставленной цели необходимо:
- формирование благоприятных нормативно-правовых условий для развития предпринимательства;
- совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства;
- (...) формирование долгосрочных схем взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, что позволит крупным предприятиям найти партнеров в производстве и реализации своей продукции, а малым и средним предприятиям даст возможность выполнять заказы на недоступном для них оборудовании крупных предприятий;
- преимущественное развитие предпринимательства в сельской местности.
3.7.3. Стратегия действий
На долгосрочную перспективу необходимо особенное внимание уделить мерам государственного регулирования и поддержки малого бизнеса:
- совершенствование системы налогообложения в рамках компетенции края;
- устранение административных барьеров;
- имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства путем внедрения новых прогрессивных схем с участием банков, обеспечивающих их стимулирование и соответствующий мультипликативный эффект;
- создание мощного краевого Центра поддержки предпринимательства и связанной с ним сети информационно-консультативных пунктов в районах и городах края, укрепление имеющихся звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, повышение эффективности их функционирования;
- создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности.
Практическая реализация этих направлений в среднесрочном периоде будет осуществляться в рамках выполнения утвержденной законом Алтайского края от 09.07.2002 года N 45-3С "Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2002-2004 годы".
Основное внимание будет уделяться не росту числа малых предприятий, а совершенствованию их структуры, повышению устойчивости и эффективности.
3.7.4. Ожидаемые результаты
В результате реализации намеченных мероприятий в крае будет сформирован "средний класс". Значительно увеличится доля населения, работающего в малом и среднем бизнесе - до 35% всех занятых в экономике края.
Вырастет количество малых предприятий. Объем производимых ими товаров, работ и услуг составит не менее 30% к валовому региональному продукту.
Доля сферы малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличится на 15-20% и составит не менее 35%.