январь 14, 2014
Компания "Лукойл" отказалась от разработки месторождения на родовых угодьях семьи оленеводов Айпиных. Впервые коренные жители выступили категорически против освоения их земель – и выиграли.
В 2011 году Лукойл получил лицензию на разработку Марталлеровского месторождения в Нижневартовском районе, почти половина которого находится на родовых угодьях оленеводов. Прямо посреди традиционных пастбищ, которые ханты использовали веками, компания собиралась построить дорогу и пробурить несколько скважин. Чтобы начать работу, оставалась небольшая формальность: получить согласие местных жителей.
Оленеводы приедут на Алтай.
greenpeace.org
Для компаний, у которых есть все возможные способы давления, это не представляет большой трудности. "Лукойл" привык недорого откупаться от претензий местных: лодкой, бензином, разовыми выплатами. К тому же, стоит начать строительство – оленеводы и сами покинут территорию, поскольку заниматься традиционным хозяйством будет невозможно.
Именно по этой причине Айпины переезжали пять раз. Но сейчас им уходить некуда – со всех сторон нефтяная инфраструктура и выгоревшие леса. Правительство выделило немногочисленным оставшимся хантам так называемые территории традиционного природопользования – участок, где они могут заниматься своими промыслами. Но нефтяники добрались и до них. Айпины понимали, что нефть отнимет у них независимость, саму возможность себя обеспечивать с помощью оленеводства или экологического туризма. Их культура может полностью исчезнуть.
"Наш род Бобра, Айпины, являются хранителями "Аганской Покровительницы" и больших священных мест по реке Аган, святые земли тоже попадают под освоение. Если здесь будет стоять техника – это осквернение Аганских святынь. За свою жизнь, прожитую в лесу, мы переезжали с места на место пять раз, покидали веками обжитые стойбища, оставляя все постройки нефтяникам. Сейчас пришло то время, когда интересы коренных жителей надо учитывать в первую очередь", - пишут оленеводы в своем обращении к главе региона.
"Лукойл" на вполне справедливые требования отреагировал по-своему: призвал на помощь правительство, попросив собрать специальную комиссию "для рассмотрения вопроса".
В обращении в правительство региона компания заявила, что жители требуют "огромные компенсации вопреки сложившейся практике" (огромные – это от 1 до 5 миллионов рублей на семью, причем в каждой семье более 10 человек). И что это "вызовет взрыв социальной напряжённости" и "дестабилизацию экономической обстановки в регионе".
То есть компенсация аборигенам, более-менее адекватная наносимому ущербу, ставит под угрозу всю нефтяную промышленность? Так уж ли выгодна тогда добыча нефти, если ее прибыль высока только за счет экономии на местных жителях и защите природы?
Правительство округа "Лукойл" не поддержало. Роль здесь сыграла и решимость местных жителей, и внимание прессы, и помощь общественных организаций. Команда Гринпис летом 2013 года обследовала нефтяные разливы в регионе, и организовала экспедицию для журналистов.
"Лукойл" в итоге решил отозвать свои документы на использование участка, несмотря на финансовые потери, .