Фотофакты. Евромайдан: от надписи на киевском столбе до американского "майданобуса"

январь 17, 2014

Более 50 дней продолжается в Украине действо под названием "Евромайдан". За эти дни произошло достаточно событий, участие в которых приняли тысячи людей.

Наглядная агитация киевского Евромайдана.
Анатолий Егоренков

Посмотреть фотогалерею на сайте.

В частности, 11-12 января в Харькове прошел Первый Всеукраинский форум евромайданов. В нем приняли участие делегаты из 38 городов и регионов, а также семи гражданских объединений. Помимо прочего, на нем была разработана и общая стратегия по установлению в Украине ответственной демократии. 18 января опять же в Харькове состоится велопробег с украинской символикой в поддержку Евромайдана. Все желающие смогут присоединиться к веломайдану, приехав к памятнику Шевченко. Кстати, 12 января состоялся первый автомайдан в Париже. По улицам французской столицы курсировали 12 автомобилей с украинской символикой. Вскоре и в Нью-Йорке можно было увидеть яркий и красочный майданобус в поддержку Украины. А 22 января, в День Соборности, активисты планируют объединить два берега Днепра живой цепочкой. Все желающие приглашены к 8 утра на мост Патона, чтобы символически объединить Восток и Запад Украины.

У Евромайдана уже есть и собственный сайт и странички в популярных соцсетях, а украинские "компьютерщики" уже выпустили пять бесплатных игр, основанных на событиях Евромайдана. Их могут скачать любители мобильных приложений.

Но, пожалуй, самыми наглядными "памятниками" Евромайдану на ближайшие годы станут надписи, которыми испещрены здания на киевском Крещатике.

Бывший житель Барнаула, а ныне киевлянин, доцент Национального медицинского университета Украины Анатолий Егоренков поделился с нами этой "наглядной агитацией" и мыслями о происходящем:

О чем говорят "плакаты Майдана"?

Я в свое время с большим интересом коллекционировал открытки с изображением агитационной советской продукции 20 и 30- х годов прошлого века. Очень поучительная информация о том, какие идеи и взгляды предлагались обществу в качестве “путеводной звезды”. А теперь представим себе, что живем в далеком будущем. И посетили музей аналогичной наглядной агитации киевского "Евромайдана". И в этом гипотетическом музее нашему вниманию представлены образцы настенно-плакатной изобразительной агитации, которая в те "далекие годы" имела место быть на территории "городка свободы от тирании".

Так что же поймут о нашем "революционном" времени наши далекие и "освобожденные от тирании злочинного режима" потомки? Судя по имеющимся на Майдане информационно-агитационным материалам – их представления о событиях, целях, задачах и СМЫСЛАХ могут быть очень противоречивыми. Проведем же сами такой структурно-смысловой анализ этой продукции. Первое, что бросается в глаза – разный системный уровень агитационной продукции. От "народного творчества" рядовых участников Майдана, в котором больше присутствует "поток сознания" их безымянных авторов, чем какой-то социальный смысл, до лихо сделанных профессиональных политтехнологических плакатов. Второе, что тоже бросается в глаза – это наличие двух противоречивых доминант (во всяком случае, с точки зрения обычной логики).

Киевский агитационный плакат. 1932 год.
Из коллекции Анатолия Егоренкова

Первая доминанта – вперед к ценностям Европы и дальше от Москвы. А вторая доминанта – условно говоря: "Бандера придет – порядок наведет". Между ними – множество самых разных проблем, часто облеченных в глобальную форму (типа: нет изделиям из натурального меха или свободу животным в зоопарках). Такая многомерность "революционных" требований дает основания для вывода о том, что сам феномен Майдана не имеет четко очерченных пусковых механизмов, а является феноменом некоего "экзистенциально-социального вакуума", присущего современному обществу в целом и питаемого энергией "человека масс" (по Ортега-и-Гассету). Реализованного же в украинском социуме с его спецификой.

Очень интересен и феномен возникновения "кодекса чести Майдана" (см. фото, рядом же билборд с изображением Степана Бандеры). Это визуальное соединение текста кодекса и фото Бандеры – явление не случайное, а знаковое. Это показатель того, что само явление киевского Майдана неожиданно для многих простых его участников сочетается не только с "европейскими ценностями", но и с философией и этикой "интегрального национализма", ярким и культовым представителем которого является легендарная для украинского национализма фигура Степана Бандеры. Фигура, достойная историко-научного изучения, как идеолога украинского национализма в его галицийском (но не общеукраинском) варианте. Парадокс же соединения текста "кодекса майдана" и портрета Степана Бандеры заключается в том, что некая попытка написать "кодекс чести человека Майдана" в контексте, понятном европейскому обществу и многим простым участникам Майдана, не соответствует кодексу чести "настоящего украинского патриота – националиста" в контексте идейного наследия Степана Бандеры, зафиксированного им в его собственных публикациях и выступлениях. Дело в том, что для современного европейского общества "права человека выше прав общества" (такая позиция зафиксирована, в частности, в ратифицированном всеми странами объединенной Европы "Конвенции о правах человека и биомедицине"). А парадигма украинского патриотического национализма и социальная "философия" (не говоря уже о практике) Степана Андреевича Бандеры – это противоположный взгляд о том, что интересы и "права" государства выше прав личности (особенно, если эта личность не исповедует идеологию национализма). Такая парадигма зафиксирована в известном всякому украинскому патриоту лозунге "Украина – превыше всего". Это явно не философия той самой "слезинки ребенка", гениально раскрытой в знаменитом диалоге у Федора Михайловича Достоевского в его "Братьях Карамазовых".

Поэтому, перемещаясь по этому гипотетическому музею "киевского Майдана" от плаката к плакату, мы одновременно оказываемся совершенно в разных системах мышления и возможно даже этических парадигм. А такое противоречие не дает нам надежды сформулировать жизнеспособную модель социума, которую бы не разрывали противоречия совершенно разных моделей бытия, указанных еще Достоевским. Все больше и больше людей - простых киевлян, с которыми мне приходиться беседовать, начинают понимать и видеть это противоречие. И просыпаться от мантр про то, что "разом нас богато, нас не подолаты". И делать свои здравые выводы о том, что исторически Киев – это вовсе не место возникновения интегрального национализма. А это место жизни и творчества, рождения многих замечательных людей с более универсальными и, действительно, европейскими взглядами (М. Булгаков, В. Некрасов, А. Вертинский и т.д.). Это сакральное место православия. Это, в конце концов, город, где существовало молодежное антифашисткое сопротивление в годы Великой Отечественной войны.

Скажите, кто из так называемых ново-патриотов Майдана знает не только имя Степана Бандеры, но и, например, имя юной девушки-киевлянки Тани Коробки (она училась в одной киевской школе, в которой уже в наше время учились мои дети), которую немцы расстреляли за ее антифашистскую работу в Киеве на благо независимой и свободной от фашизма Украины. И тут, как говорится, нужно отделять идеологических "мух" от здравых "котлет". И пусть у читателей не складывается неверное впечатление, что здесь в Киеве нет людей с другим – не "майданным" и пафосным пониманием этики и сути украинских проблем. В том числе и среди интеллектуальной элиты общества (например – академика НАН Украины П.П. Толочко, см. в интернете статью "Варвары в городе"). Они есть в разных слоях общества. И у них не меньше прав на патриотизм и любовь к своей Родине - "Украине-Руси". Даже если они менее агрессивны или менее демонстративны в выражении своих патриотических и национальных чувств.

И даже когда киевский Майдан Независимости заполняется на выходные очередным народным вече, еще большая часть киевлян вне территории Майдана продолжает жить своей не менее важной и нужной жизнью, проблемами работы, воспитания детей и т.д. Выражая таким молчаливым "отсутствием присутствия" свое отношения к сути событий. И поэтому, возможно, они и их мнение менее заметны на фоне картинок СМИ о киевском Евромайдане. Важно это понимать всем российским друзьям Украины и не "подставлять" таких украинцев провокационными заявлениями о "еврохохлах", звучащих из уст известных в России персон. Такие заявление явно не способствуют решению наших общих проблем существования в этом все более и более "…безумном, безумном, безумном…" глобальном мире.