июль 5, 2007
Урожай у наших крестьян может быть в разы выше, если они перейдут на европейские технологии земледелия. Вилли Древс, доктор агрономии из Германии, доказывает это не только в теории, но и на практике в России. На "Дне поля", который прошел в Новосибирской области, г-н Древс стал одним из самых популярных гостей: агрономы и руководители хозяйств буквально засыпали его вопросами. Специально для читателей "СК" специалист представил свое видение проблем российского земледелия.
Агрономы не хотят считать
- У российских агрономов профессиональная подготовка в растениеводстве отличная. Но, к сожалению, они далеки от экономики. Ваша проблема в том, что деньги считают экономисты, которые сидят в конторе и понятия не имеют, что происходит на земле, а затраты делают агрономы, которые работают в поле. Нет состыковки. Я всегда требую, чтобы затраты считал сам агроном: тогда он, прежде чем заказать тот или иной препарат, задумается, нужно это или нет и во сколько это обойдется хозяйству.
Управление стеблестроем
- В Европе каждый крестьянин знает, что такое управление стеблестроем. Этот процесс начинается с расчета нормы высева, того, сколько семян приходится на квадратный метр. В России традиционно семена считают килограммами или центнерами на гектар, на Западе - количеством единиц семян на квадратный метр. Квадратный метр представляет собой определенное жизненное пространство - допустим, для 600 растений пшеницы. Если же мы посеем тысячу, им не хватит места, питания, влаги. Как результат - снижение урожая. Оптимум мы формируем в процессе управления стеблестроем: если хотим иметь 600 растений, высеваем 300 семян, но при этом обеспечиваем такие подкормки, чтобы каждое семя дало два продуктивных стебля.
Много сорняков
- Поля в Сибири сильно засорены: очень поздно начинается обработка, и ее качество оставляет желать лучшего. Вместо того чтобы бороться с сорняками при помощи гербицидов или других методов, вы делаете густые посевы. Это, конечно, один из способов, но он не дает 100% гарантии. Кроме того, этим вы в большей степени подвергаете растения заболеваниям.
Борьба с сорняками должна вестись в севообороте: к сожалению, во многих хозяйствах он нарушен. Пока выгодно возделывать пшеницу, все это делают, хотя и идет снижение урожая. В Германии такая же ситуация происходит с рапсом: цена на рапс озимый очень высокая, и он возвращается на одно и то же поле каждые три года, что нежелательно.
Сейчас, например, в России на посевах ячменя и пшеницы развиты злаковые группы сорняков: просовидные и овсюг. Бороться с ними сложно, затраты составляют примерно 700 рублей на гектар, поэтому лучше побеждать их на других культурах: на тех же кукурузе и подсолнечнике, которые у вас возделываются.
Медицина для пшеницы
- Ваши сорта пшеницы брошены на выживание: в России нет направления селекции, нацеленного на интенсивность развития и высокий урожай с поддержкой человека. Почему растение, которое болеет, не получает всех лекарств? В Европе этот раздел агрономии называется фитомедициной, и мы, агрономы, являемся докторами, которые должны в нужный момент растению помочь. Перед посевом пшеницы, например, обязательна протравка семян, чтобы инфекция, если она есть, исчезла или не проявила себя.
… Вилли Древсу часто приходится слышать: "А у нас по-другому, потому что мы в России". "Иногда меня даже в чем-то убеждают, - смеется он. - В прошлом году я сеял озимый ячмень и, вместо того чтобы использовать 250-260 семян, по настоянию агрономов посеял триста. Потом ругал себя, потому что результат получился не таким, каким мог бы быть…" По его словам, и в России, и в Германии крестьяне консервативны, но новые технологии, пусть и дорогостоящие, все равно будут вытеснять старые. В нашей стране, уверен он, это будет происходить еще и потому, что трудоспособного населения в селах становится все меньше, а современные технологии и машины как раз позволят эту проблему решить.
Совет. Как получить горючее из пшеницы?
- В Европе сейчас все больше получают распространение сорта пшеницы с высоким содержанием крахмала, - рассказывает Вилли Древс. - Они позволяют получать биоэтанол (спирт из растений), который может быть использован для заправки машин. Выход спирта с одного центнера - 42 литра. Представьте: вы имеете поля, выращиваете ни них рапс и пшеницу. Перерабатываете их на биодизель и биоэтанол, отходы скармливаете скоту, солому вносите в землю для ее удобрения и таким образом используете меньше химии извне!..
Если европейские сорта с высоким содержанием белка дают урожайность 80-90 центнеров с гектара, то сорта с высоким содержанием крахмала более урожайные и могут дать 100-110 центнеров. В России они пока не выращиваются, но некоторые хозяйства уже интересуются этим направлением.
Совет. Как повысить всхожесть?
- Нельзя снижать нормы высева, - говорит Вилли Древс. - Если у вас старые техника и технологии, для хорошего результата вы должны качественно обрабатывать землю, допустим, на 5 см, чтобы семя ложилось обязательно на твердое посевное ложе. Если оно будет сверху прижато влажной землей, всхожесть составит 92%. Когда же обработка проведена на 8 см, а семя "зависло" на уровне 6 см, вы получаете полевую всхожесть всего 60-70% - вот к чему приводит некачественная укладка семян. Я слышал, что нормы высева здесь - 230-250 кг на гектар, но их можно снизить минимум на 70-80 кг, при условии, что у вас появится новая техника.
Совет. Какие препараты применять?
- Европейские сорта по сравнению с российскими дают больший урожай, - считает Вилли Древс. - Но требуют особого подхода к питанию: если на формирование одного центнера зерна пшеницы требуется три килограмма азота, то их и нужно дать, поскольку корневая система способна воспринять эти удобрения. То же самое касается и фунгицидов, которые борются с болезнями. Если сорта российской селекции устойчивы ко многим местным грибковым болезням, то европейские сорта генной устойчивости к ним не имеют.
При использовании системных препаратов - фунгицидов - очень важно, чтобы техника опрыскивания была хорошая и все препараты попали на листья. На один квадратный сантиметр требуется от 50 до 70 (!) капель, и тогда они будут работать в течение трех-четырех недель. Правда, сейчас некоторые из микроорганизмов стали устойчивыми к фунгицидам. В связи с этим в Европе ведутся разработки новой группы препаратов - стробулинов, которые действуют против новых грибков. Разработка нового препарата обходится в 250-300 млн. долларов, но при этом их вредное воздействие на окружающую среду все меньше.
Сжигать солому - безрассудство!
- В земледелии многие пренебрежительно относятся к остаткам на поле, не учитывают их ценность. Приведу такой пример. Калий в основном выносится с пожнивыми остатками: так, в соломе его вдвое больше, чем в зернах пшеницы. Что вы делаете, если солома остается на поле? Сжигаете ее! Это безрассудство, можно ведь сразу пустить комбайны, которые внесут солому в почву, и вы сэкономите на удобрениях.
Справка "СК"Вилли Древс - доктор агрономии, свободный консультант консалтинговой фирмы Farmservice. В России консультирует предприятия холдинга "Эко Нива" и его клиентов. В настоящее время работает в Воронежской области, где находится одно из крупнейших хозяйств холдинга "Эко Нива" и на 27 тыс. га пашни внедряются европейские технологии. Семья Вилли Древса живет в Гамбурге (Германия).
Комментарий
Владимир Устинов, фермер из Косихинского района:
- Многое из того, что говорил Вилли Древс, я лично уже слышал. Вот он говорит о том, что надо уйти от плуга. А один фермер с Алтая ходит и повторяет: "Я не смогу уйти от плуга" - многие сегодня сомневаются, делать это или нет. Мы отказались от плуга уже давно, у нас в хозяйстве работают современные машины. Снижаем мы и нормы высева, и я на самом деле вижу, что эффект от этого есть.
Алина СОЛОМИНА.