январь 31, 2014
Эксперты прогнозируют, что 2014 год может стать переломным для независимых сетей сотовой розницы. Они объясняют это активным развитием монобрендовых сетей операторов связи, снижением спроса на смартфоны и уменьшением покупательской способности в целом. Если прогнозы оправдаются, то на рынке сотовой розницы в Алтайском крае могут произойти заметные изменения, ведь в регионе работают две крупные местные сети — "Диксис" и "Дивизион".
В отчете "Евросети" по итогам 2013 года президент компании Александр Малис высказал пессимистичный прогноз относительно дальнейшего развития рынка.
Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный для всего рынка. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом. У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение. Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 года — пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли — абсолютно очевидно.
Представитель "Связного" Мария Заикина тоже констатировала, что тем, чей бизнес построен исключительно вокруг продаж мобильных телефонов, в 2014 году придется непросто.
Региональные сети сотовой розницы в Алтайском крае стали быстро развиваться после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Франчайзи-партнеры обанкротившихся федеральных сетей "Диксиса" и "Дивизиона" продолжили открывать салоны под теми же брендами. В 2011 году количество торговых точек компании "Всем GSM" ("Диксис", Samsung, Nokia, МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и другие) и группы компаний "Салоны связи" ("Дивизион") превышало сотню, они конкурировали за право называться самой крупной сетью салонов связи в крае. Развитию местных компаний в первую очередь способствовало банкротство крупных федеральных сетей и уменьшение числа торговых точек у тех, что остались.
В настоящее время рыночная ситуация в регионе существенно изменилась. Сейчас абонентское оборудование для сотовой связи широко представлено в крупных сетях бытовой техники и электроники (DNS, "М-Видео" и других), его продают сети формата "магазин-склад", торговые точки которых появились в Барнауле в последние пару лет ("Терминал", TechnoPoint), часть покупателей предпочитает покупать электронику в интернет-магазинах.
Кроме того, в последние три-четыре года операторы "большой сотовой тройки" активно открывали в Алтайском крае брендированные салоны связи, в которых продаются смартфоны нижнего ценового сегмента под их собственными марками. У "МегаФона" в крае работают 26 фирменных салонов и 48 бреднированных точек дилеров (всего 74), у МТС — 63 собственных салона в Алтайском крае, из них 36 открыты по франшизе (всего 99), у "ВымелКома" — 28 собственных фирменных офисов в крае и 45 развивают франчайзи-партнеры (всего 73).
Вице-президент по коммерции "Евросети" Виктор Луканин считает, что DNS и "М.Видео" не являются конкурентами сотовой рознице.
Доля рынка гипермаркетов, куда входит "М.Видео", в телефонах и смартфонах на протяжении уже четырех лет не меняется. Ни у одного из этих игроков доля рынка не является двузначным числом. Конкретно DNS находится в той стадии развития, когда компании еще предстоит работа над цивилизованным форматом. Пока модель, используемая DNS, на мой взгляд, опасна как для их бизнеса, так и для их клиентов.
В DNS от комментариев воздержались.
Одна из крупных местных сетей салонов связи около года назад перестала быть алтайской. В конце 2012 года салоны "Дивизион" в крае купила новосибирская компания "М-Трейд", которая, по данным открытых источников в интернете, развивает сеть под вывеской другой обанкротившейся федеральной компании "Цифроград". Бывшие владельцы "Дивизиона" (в их числе был Виктор Матвеев, основатель филиала "ВымпелКома" на Алтае) и представители компании "М-Трейд" тогда отказывались что-либо рассказывать о сделке. На редакционный запрос, отправленный при подготовке данного материала, в "М-Трейде" тоже не ответили.
По данным газеты "Коммерсант", "М-Трейд" создавалась и работала как оптовая компания, а в 2006 году почти одновременно с алтайскими "Салонами связи" стала франчайзи-партнером "Дивизиона" в Новосибирской области. Тогда же "М-Трейд" получила статус распределительного центра "Дивизиона" в СФО. По данным справочника "ДубльГис", сейчас салонов связи под брендом "Дивизион" в Новосибирске нет.
Владелец сети салонов связи "Диксис" Дмитрий Колотилин также не ответил на наш запрос. По данным на сайте компании, в настоящее время в ее сеть входит 69 салонов в крае, из них 17 — брендированные салоны операторов связи (по дилерской схеме), под брендом "Диксис" работают 45 салонов. На сайте "Дивизиона" указаны адреса 58 салонов связи в Алтайском крае.
По данным "Евросети", сейчас в крае работают 67 ее салонов связи. У "Связного" — 23 салона.
В 2013 году в России смартфонов было продано на 1% меньше, чем годом ранее, — об этом сообщают "Евросеть" и "Связной". В Сибири, по данным "Евросети", продажи смартфонов в количественном выражении снизились на 0,2%, а по данным "Связного", подросли на 1%. В денежном выражении рынок смартфонов продолжает показывать рост и в России, и в Сибири (10–13%). При этом в "МегаФоне" за тот же период отмечают рост числа проданных смартфонов в 2–2,5 раза(!) в зависимости от региона.
В "Связном" прогнозируют, что в 2014 году рынок смартфонов будет расти, но незначительно, в том числе за счет смартфонов с LTE. "Такое явление абсолютно нормально — рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначные цифры динамики развития", — говорит Мария Заикина.
По мнению директора Алтайского отделения "МегаФона" Валерия Казаченко, пессимистичные прогнозы аналитиков относительно продаж смартфонов, вероятнее всего, касаются устройств топ-класса. "Как показывает практика, срок замещения одного дорогого смартфона другой моделью увеличивается. Топовые гаджеты сегодня достигли определенной вершины своих технологических возможностей, и принципиально новых функциональных преимуществ между моделями 2013 и 2012 годов не так много. Повлияет ли это на общий объем продаж смартфонов, пока говорить рано", — сказал он. В "Евросети" прогнозируют снижение рынка телефонов и смартфонов в Западной Сибири в 2014 году на 6–7% в количественном выражении.
Мобильные операторы отметили, что в 2013 году в их сетях впервые продажи смартфонов в количественном выражении превысили продажи обычных телефонов. В МТС сообщили, что доля продаж смартфонов в Алтайском крае превысила 50%. В сети "МегаФона" смартфоны составили 60% от всех проданных мобильных телефонов в крае.
Взрывной рост в 2013 году наблюдался в сегменте планшетных компьютеров. По оценке "Евросети", в Сибири их продажи в количественном выражении увеличились на 175%, а в денежном на 90%. "Рынок планшетных компьютеров в регионе сохраняет трехзначные темпы роста в натуральном выражении и двухзначные в денежном. Причем жители Алтайского края покупают планшетные компьютеры активнее, чем жители России в целом, если сравнивать 2013 и 2012 годы", — говорит Мария Заикина.
Основным драйвером развития рынков смартфонов и планшетов остается снижение средней цены устройства. Важным трендом на рынке в 2013 году стало заметное усиление В-брендов (Fly, Prestigio и др.), которые предлагают модели гаджетов в низкоценовом сегменте.
Рынок Алтайского края, в особенности в небольших городах региона, еще не насыщен. Именно продажи гаджетов в таких городах, как Бийск, Рубцовск, больше всего “двигали” рынок планшетов и смартфонов (в натуральном выражении) вперед в 2013 году. Смартфоны и планшеты стали доступнее, что вкупе с растущими техническими характеристиками устройств делает гаджеты интересными для жителей городов с населением менее 300 тыс. жителей.
По ее прогнозу, рынок смартфонов в городах края в 2014 году будет расти активнее, чем в городах-миллионниках, где он уже перешел "в зрелую стадию".
В целом я согласен с прогнозом президента "Евросети" Александра Малиса о дальнейшем развитии рынка сотовой розницы. Обычно сети салонов связи получают сопоставимые потоки выручки от трех видов деятельности — продажа контрактов мобильных операторов, продажа гаджетов и оказание услуг (прием платежей, денежные переводы и пр.). По мере сокращения расходов сотовых операторов на продажу контрактов и перемещения этих продаж в их монобрендовые салоны сети независимой розницы в России теряют значимый источник дохода. В ряде случаев они становятся операционно нерентабельными. Они смогут выжить, если найдут новый источник заработка.
Салоны независимой розницы, которые находятся в близком соседстве с точками операторов и федеральными сетями, неизбежно будут терять долю рынка. Операторы продают гаджеты низкого ценового сегмента, кроме этого, они еще и субсидируют их. Это формирует дополнительный отток покупателей к ним. Спрос на гаджеты высокого ценового сегмента почти весь выбран. Рост продаж будет происходит за счет дешевых моделей гаджетов, розница мобильных операторов здесь вне конкуренции.