"Жучки", "бабочки" и "промокашки". Кто и сколько берет взяток в сельском хозяйстве?

июль 11, 2007

Эта ржавчина разъедает в сельском хозяйстве все. Да только ли в сельском хозяйстве? Народ дал ей точное и меткое название: "откаты".

Откаты дают руководителям сельхозпредприятий те, кто покупает у них молоко, мясо и зерно, кто поставляет им технику, удобрения и ГСМ. Берут, понятно, не все и не всегда. Но, как считают наши эксперты, в АПК сегодня есть все условия для того, что руководители хозяйств становились богаче, а сами хозяйства приходили в упадок.

За что берут?

- Как вы думаете, почему вот эти комбайны (мы читаем сообщение в краевой газете. - Прим. Н. С.) были куплены на 100 тысяч дороже, чем у других поставщиков? - задает вопрос мой собеседник, гендиректор крупного предприятия, попросивший не называть своего имени (назовем его Н.). - Да и какой она может предоставить сервис, если в ней работает пять человек и все ее хозяйство - один арендованный кабинет и пять стульев?

Ответ напрашивается: руководитель сельхозпредприятия получил откаты от поставщика-посредника. Иначе заведомо невыгодное приобретение техники у этих "бабочек" и "промокашек" (так называют посредников) не объяснишь никак.

- К тому, что "большой тройке" (директор-бухгалтер-главный инженер) надо давать откаты, мы настолько привыкли, что считаем это нормой, - продолжает Н. - Хочешь, чтобы хозяйство закупило технику именно у тебя - положи "кусочек сахара" тому, кто занимается закупками. Желаешь, чтобы молоко везли именно на этот завод - отчисляй копеечки с литра.

- Знаю руководителей, которые в убыток хозяйству ничего не покупают. Какова доля техники, которая продается с взятками? Может, это, как в советское время, не везде, а "кое-где у нас порой"?- интересуюсь я.

- Мужайтесь, Надежда Юрьевна. 65-70 процентов техники продается с откатами.

Сколько берут?

По данным Н., от каждой сделки по приобретению техники в карман руководителям может идти 1-2%. Если учесть, что в прошлом году аграрии края закупили техники на 1,5 млрд. рублей, то наличными им было выплачено 30-50 млн. Платят откаты и при покупке запчастей (3-5%), здесь все зависит от объемов. Годовой объем рынка запчастей между тем - 2-2,5 млрд. рублей.

По словам Виктора Фоминых, президента Союза зернопереработчиков Алтая, отчисления за сданное молоко составляют, по его данным, 20-40 копеек с литра молока. На Алтае, между прочим, производят 1,3 млн. тонн молока в год (данные Главного управления сельского хозяйства - ГУСХ). Если хотя бы одна десятая часть продается на заводы с откатами, объем наличности, переданной из рук в руки за сдачу молока, составляет еще 26 млн. руб.

"Химичат" и при сбыте зерна. "Жучки"-перекупщики стоят порой прямо у проходной элеватора, скупают зерно по дешевке и тут же перепродают его.

- В прошлом году при цене на зерно в 3500 рублей за тонну некоторые хозяйства сдавали его посредникам по 2500, - продолжает Виктор Фоминых. - Разницу в тысячу рублей поделили между собой посредник и руководство хозяйства.

Правда, по слухам, 1000 рублей - сумма для самых "нахальных": общепринятая доля - 500 рублей с тонны.

В целом эксперты, с которыми я обсудила тему, считают, что откаты могут доходить до 10% от суммы сделки. Впрочем, если эти данные близки к истине, то на Алтае дела обстоят еще хорошо.

- В России средняя норма при внутрифирменной и межфирменной коррупции - 30 процентов. Я знаю рекорд - 70 процентов, - комментирует Георгий Сатаров, президент фонда "Индем" (Москва).

На что это влияет?

Из 741 хозяйств края около 30% закончили прошлый год с убытками. Каков вклад в эти убытки такого рода операций, опрошенные мною эксперты сказать затрудняются. Во-первых, есть и другие способы увести деньги из хозяйства. А во-вторых, если руководитель не "наглеет", убытков может и не быть.

Но финансовое положение АПК - только одна сторона проблемы. Барнаульские агентства недвижимости уже не первый год в один голос называют причиной осеннего роста цен на жилье в краевом центре покупку "бедными крестьянами" квартир для своих детей-студентов. И правда, чего дитя будет по съемным квартирам шататься?

- Значение коррупции как причины инфляции очень велико, - считает Георгий Сатаров. - И все стандартные методы подавить инфляцию, не борясь с коррупцией, не работают.

Кто кого провоцирует?

Конечно, можно и дальше закрывать на это глаза, продолжая закачивать в село деньги, не отличая добросовестных руководителей от недобросовестных. Финансовые показатели мы, быть может, улучшим. Но жить село лучше не станет.

А циферки здесь просто угнетающие. В 2006 году средняя зарплата в сельском хозяйстве, по данным крайстата, была около 2900 рублей. К апрелю нынешнего года (нацпроекту с его денежной помощью селу исполнился год!), она выросла аж на 200 рублей. Может ли семья прожить на 3100 в месяц? Вопрос риторический. И работники АПК борются за свои показатели по-своему. Как умеют.

- Механизаторы, например, снимают запчасти, "гамырят" их - приводят в товарный вид - везут в Барнаул и продают, - говорит Н. - Тройка руководителей берет сама и "не замечает", что делает коллектив, в котором тащат все и все. Не замечают - значит провоцируют!

Так можно ли вообще сегодня бороться с откатами, коль скоро все к этому худо-бедно приспособились?

Как бороться?

- Во всех предприятиях должен быть налажен контроль, в хозяйствах есть люди, которые за это отвечают, - напоминает Николай Золотухин, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию крайсовета. - И руководители, которые идут по такому пути, сильно рискуют. Рано или поздно это становится достояние гласности, и, как правило, они очень сильно "получают" от своего коллектива - их просто изгоняют.

Но, признаться, инфантильность и правовая безграмотность рядовых членов хозяйств заставляет меня сомневаться в том, что контроль когда-нибудь наладят. Опять же, допустим, выгонят они директора. Где найти другого? Да и где гарантия, что новый не начнет "грести под себя", а отправленный в отставку не найдет себе еще одно хозяйство?

Кто нам нужен?

- Руководитель в хозяйстве - человек временный, в общедолевой собственности его личная доля нищенская, вот он и делает все, чтобы обеспечить себе будущее, - объясняет Сергей Маслов, председатель совета директоров компании "Грана". - Откаты не исчезнут до тех пор, пока к управлению сельхозпредприятиями не придут эффективные собственники.

- Руководитель не имеет ничего, а является распорядителем крупных ресурсов, - вторит ему Виктор Фоминых. - Единственный выход - помочь руководителям стать собственниками сельхозпредприятия. У себя они воровать не будут.

Николай Кустов, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, уверен, что, если фирма дорожит репутацией, она сама не должна давать откаты.

- Может же компания "Вимм-Билль-Данн", которая владеет Рубцовским молзаводом, работать по чистым схемам, - говорит он.

А пока… Ну а пока эта беда, как ржавчина, разъедает в сельском хозяйстве все или почти все, перекидываясь даже на те сферы, которые раньше считались вполне здоровыми. По данным "СК", подобные "грешки" замечены и за агрохолдингами (за которыми, как говорят наши агрочиновники, будущее). И любые деньги, выделенные селу, будут захлебываться в этой неэффективности, искусственно вызванной "человеческим фактором".

Комментарии

Борис Неудахин, вице-губернатор по АПК:

- Борьба с откатами в большей степени зависит от организационной структуры предприятия, действий в соответствии с уставом ревизионных комиссий, совета директоров, т. е. контролирующего органа в рамках устава предприятия, сегодня их активность очень слабая.

Николай Кустов, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности:

- Бороться с откатами надо в любом случае, и есть много форм и методов работы, хотя законные методы не всегда срабатывают. В первую очередь все экономические потоки в сельхозпредприятии должны быть прозрачными. Думаю, эта прозрачность в ближайшие годы будет укрепляться, и в этом сыграет свою роль несколько факторов: конкуренция с импортной продукцией, приход в село крупных компаний, заинтересованных в поддержании своей репутации. Ипотека земли тоже может сыграть в этом свою роль, но только настоящая ипотека, в которой ясен собственник земли. Сегодня, когда земля в основном паевая, она практически ничья.

Справка "СК"

По данным Главного управления сельского хозяйства, выручка от реализации всей продукции по сельхозпредприятиям края в 2006 году составила 12,6 млрд. рублей. Техники приобретено на 1,5 млрд. рублей. Получена урожайность с посевной площади 10,3 ц/га. Произведено 1333 тыс. тонн молока, 226 тыс. тонн мяса. Средняя зарплата в 2006 году составила 2802 рубля, или 46% среднекраевого уровня. В Волчихинском районе заработная плата не превысила 1 тыс. рублей.