Правы ли связисты? Читатель "СК" считает, что плата за телефон сильно завышена

июль 11, 2007

Геннадий Легостаев, наш читатель, задумался над вопросом: за что конкретно мы платим, рассчитываясь за услуги телефонной связи и установку телефона. На первый взгляд, вопрос странный: звонишь по телефону - плати. Однако не все оказалось так просто.

Кто кому должен?

- Что такое плата за установку телефона? - задается вопросом Геннадий Легостаев. - Как объясняют связисты, мы оплачиваем оборудование, которое закупается для организации связи. Но если я купил оборудование и сдаю его эксплуатировать связистам, а они в результате этого получают прибыль, то позвольте поинтересоваться, кто и кому должен платить?

Возьмем для сравнения сотовую связь. Если вы купили сотовый телефон, то никакой оплаты за подключение нет. Вы просто покупаете сим-карту и говорите. А если не говорите, то и не платите.

Из чего складываются затраты?

- Плата за телефон состоит из двух частей: абонентской и повременной, - продолжает Геннадий Петрович. - Попробуем разобраться с повременной оплатой: это и есть прямые затраты за обслуживание абонента.

1. Потребляемая электроэнергия.

Возьмем в качестве примера электронную станцию "Квант" на 1200 абонентов. Максимальная потребляемая ею электроэнергия - 1 кВт. Это при условии, что все абоненты одновременно разговаривают, что практически невозможно. Мощность, потребляемая одним комплектом, примерно 1 ватт. 1 ватт х 1 сутки х 31 день = 744 ватта. Умножаем эту сумму на тариф (1,69 руб. за кВт-час). Получаем 1 руб. 26 копеек при условии, что вы будете говорить круглые сутки в течение месяца.

2. Обслуживание станции.

Теперь оценим затраты на обслуживание станций. Телефонные станции до 10000 номеров вообще не обслуживаются, присутствие людей не требуется. Станции от 30000 до 50000 номеров обслуживают один-два человека в рабочее время. Места такие станции занимают немного.

Сравним с более ранними телефонными станциями - шаговыми и декадно-шаговыми. Места они, наоборот, занимали очень много: например, 23-я телефонная станция занимала один этаж дома. При этом потребляемая ими электроэнергия была на несколько порядков больше. Персонал, который составлял несколько десятков человек, круглые сутки должен был обслуживать данную станцию. Для обслуживания станции в больших количествах приобретались запчасти и расходные материалы.

Раньше затраты на эксплуатацию телефонного оборудования были выше, а тарифы ниже. Сейчас затраты на обслуживания упали, а абонплата значительно возросла. Может быть, поэтому доходность акций "Ростелекома" за прошлый год составила более 200%?

Как проверить?

- И еще один важный вопрос: как проверить, сколько минут вы наговорили за месяц (при "повременке")? Поверить на слово связистам, которые сами себя контролируют? Кроме того, если вы запросите у связистов обоснованность предъявленной вам суммы, то это услуга у них оказывается платная.

Думаю, прежде чем вводить повременную оплату, связисты должны были заказать промышленности телефоны со счетчиком. Тогда каждый лично мог бы проверить, за что он платит.

Комментарий Алтайского филиала "Сибирьтелекома"

. Тариф за предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) регулируется государством. Тариф в размере 6 тыс. руб. утвержден Федеральной службой по тарифам.

Объем работ по предоставлению доступа к местной телефонной сети:

- строительство магистрали и абонентской распределительной сети;

- прокладка новой канализации (передокладка), если все каналы заняты;

- строительство "последней мили" (от оконечного распределительного устройства до абонента).

Тарифы на основные услуги связи, в том числе на местную телефонную связь, также регулируются государством. Регулирование осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Согласно п. 3.3 "Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местного телефонного соединения", утвержденного приказом ФСТ России от 5 сентября 2006 г. № 186-с/1: "При расчете тарифов на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа учитываются затраты (по данным раздельного учета) по обслуживанию части сети электросвязи, используемой при предоставлении абонентской линии в случае ее задействования, в том числе:

- абонентского комплекта на узле связи или индивидуальное абонентское устройство на узле связи;

- кросса абонентских линий на узле связи;

- аппаратуры уплотнения абонентских линий; магистральных кабелей; распределительных кабелей; распределительных шкафов; распределительных коробок; абонентской проводки; радиомачт, опор и др."

Другими словами, речь идет о затратах на содержание, обслуживание, ремонт оборудования.

. Оборудование повременного учета стоимости Барнаульского центра телекоммуникаций имеет государственный сертификат соответствия и поверяется метрологической службой Алтайского филиала "Сибирьтелекома" на основании аттестата аккредитации № 0233 от 10 октября 2006 года.

Продолжительность соединения, используемая для определения размера платы за местное (при повременном учете), отсчитывается с первой секунды после ответа вызываемого оборудования до момента отбоя вызывающего или вызываемого оборудования или оборудования, заменяющего пользователя в его отсутствие.

После обращения абонента оператор связи обязан производить детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата (п. 116 правил).

Какие соединения входят в "повременку"?

К оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого пользователя и служит началом отсчета продолжительности телефонного соединения, относится:

- телефонный модем;

- факсимильный аппарат;

- оборудование с функцией автоответчика;

- телефонный аппарат с функцией автоматического определения номера;

- иное оборудование, заменяющее пользователя в его отсутствие и обеспечивающее (или имитирующее) обмен информацией.

Соединение продолжительностью менее 6 секунд не учитывается.

Подготовила Надежда СКАЛОН.