февраль 5, 2014
Третий месяц на Украине продолжаются уличные протесты. События начались с митингов в Киеве, участники которых были недовольны отказом президента от получения страной статуса ассоциированного члена ЕС. А сегодня протесты охватили значительную часть регионов. "О союзе с ЕС давно забыли", — говорит политтехнолог из Барнаула, директор Центра правовых и избирательных технологий Константин Малышев, который в настоящий момент работает на Украине. Он поделился своим мнением о происходящем.
Константин Малышев возле баррикад на киевском Майдане.
Предоставлено Константином Малышевым.
То, как ситуация на Украине освещается в местных СМИ, даже прогосударственных, не отражает мнение общества — по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Да, многие недовольны президентом, уровнем жизни, размером заработных плат и пенсий, и связывают они это именно с Януковичем.
Сильно недовольны действующей властью и мелкие, и средние предприниматели. Потому что за последние годы была серьезно увеличена налоговая нагрузка, а контроль со стороны правоохранительных структур и других органов не уменьшился. И люди говорят, что работать в рамках закона невозможно — проще заплатить взятку за крышевание и уйти в тень.
Но население не поддерживает и действия тех людей, которые ведут себя агрессивно по отношению к правоохранительным органам, забрасывают их "коктейлями Молотова", разбивают машины, жгут костры, захватывают администрации. Эти действия уже повлияли на экономическую ситуацию там, где администрации захвачены. Вводят лимиты на потребление газа, происходят перерывы в газоснабжении, подорожало золото. Среди населения идут разговоры, что надо бы запасаться продуктами, забрать деньги из банков — мало ли что. И это больше интересует людей.
Экстремистски настроенные боевики — это в основном молодые люди, которых наняли, и это явно не стихийное движение масс. У них все организованно, есть люди, которые ведут театр военных действий, отдают команды — когда зажигать костры, когда бросать "коктейли Молотова". События на улице Грушевского (там произошло массовое столкновение протестантов со спецподразделением "Беркут". — Прим. ред.) это четко показали, — а мы прилетели в Киев за день до начала активной фазы этих событий. Есть четкое разделение труда: кто несет щиты, кто бросает "коктейли Молотова", кто еду подвозит. Думаю, что те из агрессивно настроенных людей, которые пришли сюда сами (а такие есть), — это, скорее, преступный элемент, люди, которые рассчитывали под шумок, если начнется заварушка, начать грабить магазины.
Другой вопрос, кто их нанял. Один из вариантов — это сделал Янукович: не сам, конечно, а его люди. Это достаточно логично и технологично, почему и правоохранительные органы, как правило, не применяют жестких мер. Здесь на протяжении нескольких недель жгут костры в центре города, захватываются административные здания, а спецподразделение "Беркут", которое должно бороться с экстремистами, безразлично принимает на себя горящие бутылки, получает ожоги, изредка стреляя резиновыми пулями.
По всей стране происходят попытки захвата областных администраций — а их захвачено больше 10. И правоохранительные органы не применяют жесткую силу, а только стоят и держат двери. А если оцепление прорвали, то и ладно. Если бы в России кто-нибудь на Красной площади попытался развести костер и что-нибудь кинуть в сторону правоохранительных органов... У нашего ОМОНа хватило бы терпения максимум на 10 минут.
И если еще чуть-чуть подождать развития ситуации, то введение суровых мер по отношению к экстремистам принесет огромнейшие плюсы Януковичу. До выборов президента остался год (если, конечно, их не назначат раньше , но на это вряд ли пойдут). В тех регионах, где сейчас происходит жесткий захват и смена власти, может наступить экономическая разруха, и он, введя чрезвычайное положение, получит от населения такую поддержку, которой невозможно добиться просто агитационными методами.
Мы обсуждали этот вопрос и в нашей команде, и с другими политтехнологами. И пришли к выводу: если это сделал Янукович, ему за такую работу пятерка. Если оппозиция, то ей можно поставить двойку: они в течение двух-трех дней потеряли контроль над ситуацией. Они не ожидали, что события будут развиваться таким образом, и теперь не знают, что делать. И они получили в глазах населения минусы. Ни один из них теперь не является конкурентом даже для Януковича. Лидеры оппозиции себя в этой ситуации дискредитировали, их уже ни во что не ставят и не слушают.