февраль 5, 2014
и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в связи с многочисленными нарушениями законодательства в области защиты прав потребителей и антимонопольного законодательства, которые допускает АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи" (далее – Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи). Поводом для обращения стали многочисленные жалобы потребителей, недовольных общей организацией Олимпийских игр, порядком продажи билетов, допуском на Олимпиаду, ущемлением потребительских прав, нарушением конституционных прав, ограничениями на использование банковских карт и другими злоупотреблениями со стороны организаторов зимней Олимпиады.
Проведя анализ всех поступивших жалоб и обращений, ОЗПП пришло к выводу, что Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи допускает грубые нарушения потребительского законодательства. В частности:
1. Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи прямо указывает, что приобретение билетов возможно только путём использования банковских карт системы Visa и что выбор именно этого оператора безналичных расчётов обусловлен не экономическими соображениями, но является лишь знаком "признания многолетней поддержкой Олимпийских игр компанией Visa". Таким образом, с одной стороны, создаются необоснованные преференции для одного из игроков рынка услуг проведения платёжных операций (Visa inc., США), а с другой – существенным образом ограничиваются права потребителей услуг Оргкомитета по принципу наличия или отсутствия у потребителя договорных отношений с этим провайдером платёжных операций таким образом, что потребитель, не являющийся владельцем банковской карты Visa, вынужден либо отказаться от получения услуги Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи (и, как следствие, от посещения Олимпиады), либо вступать в возмездные отношения с третьим, конкретно указанным Оргкомитет, лицом – компанией Visa Inc.
Конституция Российской Федерации объявляет всех граждан равными в своих правах независимо от социального, имущественного положения; гражданское законодательство Российской Федерации (ст. 1 ГК РФ) также "основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора". Закон "О защите прав потребителей" (ст. 16) запрещает обуславливать приобретение одной услуги приобретением другой платной услуги, пусть даже и у третьего лица. Таким образом, создав искусственное препятствие для реализации своих гражданских, потребительских прав гражданами, не являющимися держателями карт Visa, Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи допускает нарушение прав неопределённого круга потребителей.
Прекращение такого рода действий, нарушающих права неопределённого круга потребителей, должно состоять в отказе от исключительного положения компании Visa Inc. в качестве оператора безналичных расчётов, в организации иного способа оплаты услуг Оргкомитета и доведение этой информации до потребителей, в том числе потенциальных.
2. На своём сайте Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи указывает: "Все билеты невозвратные, за исключением случаев…". Данная договорная норма, а равно её реализация на практике, нарушает право неопределённого круга потребителей, закреплённое ст. 32 Закона "О защите прав потребителей", предусматривающей возможность отказа от любой услуги без объяснения причин с одной лишь обязанностью – возместить исполнителю обоснованные и доказанные расходы на оказание услуги. В соответствии со смыслом ст. 16 Закона "О защите прав потребителей", такая норма договора считается недействительной и не подлежит применению, в том числе судами, но указание на неё может спровоцировать потребителя, не имеющего юридического образования, отказаться от предъявления каких-либо требований к Оргкомитету. Более того, исходя из буквального смысла доводимой до потребителя информации, можно сделать вывод об отказе Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи возмещать стоимость приобретённых билетов и в иных случаях, в том числе прямо предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Закона "О защите прав потребителей" (нарушение срока начала, окончания оказания услуги, ненадлежащее качество услуги, в том числе с существенными отступлениями от условий договора).
Прекращением данных противоправных действий будет исключение из информации, доводимой до потребителей, сведений о "невозвратности" билетов и указание на возможность отказаться от услуг Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи в порядке и случаях, предусмотренных ст.ст. 27, 28, 32 Закона "О защите прав потребителей".
3. Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи указывает, что вправе отказать в предоставлении услуги (в том числе, при условии уже приобретённого билета) любому лицу без объяснения причин, формально – путём отказа в выдаче т.н. "паспорта болельщика". Такое положение, на практике уже широко применяющееся, нарушает права неопределённого круга потребителей с точки зрения равенства граждан, в том числе в рамках гражданских правоотношений, запрета на ограничение прав граждан иначе, чем в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, вступает в прямое противоречие с нормой ГК РФ, закреплённой в ст. 26 о публичном договоре, обязывающей розничного исполнителя оказать услугу любому обратившемуся потребителю на заранее объявленных условиях при наличии физической возможности такую услугу оказать. Обращаем внимание суда на то обстоятельство, что Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи в данной ситуации не только не предполагает ссылаться на какую-либо объективно препятствующую причину, но прямо заявляет о собственном произвольном праве оказать предпочтение тому или иному клиенту.
Прекращением данных противоправных в отношении неопределённого круга потребителя действий будет прекращение практики произвольного отказа в предоставлении услуги и доведение до потребителя информации о возможности такого отказа со ссылкой на конкретные обстоятельства, определённые федеральным законом.
4. Оргкомитет не доводит до потребителя информацию о возможности и порядке обжалования или иного оспаривания отказа в выдаче "паспорта болельщика", что в сочетании с п. 3 иска предполагает окончательную невозможность для произвольно назначенного Оргкомитетом потребителя воспользоваться услугами Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи.
Прекращением данных противоправных действий будет доведение до потребителей информации о способах оспаривания отказа в выдаче "паспорта болельщика".
5. Оформляя билет, Оргкомитет не доводит на нём информацию об адресе предоставления услуги, в то время как Закон "О защите прав потребителей" (ст. 10) обязывает исполнителя довести до потребителя полную и достоверную информацию об услуге.
Оргкомитет не позиционирует себя как исполнителя зрелищной услуги, на которую продаёт билет, если именно он таковым является и, соответственно, несёт ответственность за своевременное и качественное её оказание в соответствии с гражданским законодательством, или, если непосредственным исполнителем услуги является иное лицо, не доводит до потребителя никакой информации об этом лице.
Прекращением данного противоправного действия (бездействия) будет указание на билетах адреса места оказания услуги, а также однозначное указание на лицо, являющееся непосредственным исполнителем оплаченной услуги.
В поданном иске ОЗПП требует:
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" отказаться от исключительного положения компании Visa Inc. в качестве оператора безналичных расчётов, организовать иные способы оплаты услуг Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи и довести эту информации до потребителей, в том числе потенциальных, в порядке, предусмотренном Законом "О защите прав потребителей";
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" исключить из информации, доводимой до потребителей, сведения о "невозвратности" билетов и указать на возможность отказаться от услуг Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи в порядке и случаях, предусмотренных ст.ст. 27, 28, 32 Закона "О защите прав потребителей";
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" прекратить практику произвольного отказа в предоставлении услуги и довести до неопределённого круга потребителей информации о возможности такого отказа со ссылкой на конкретные обстоятельства, определённые федеральным законом;
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" довести до потребителей информацию о способах оспаривания отказа в выдаче "паспорта болельщика";
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" указывать на билетах адреса места оказания услуги, а также однозначно указывать лицо, являющееся непосредственным исполнителем оплаченной услуги;
- обязать АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи" довести до потребителей сведения о состоявшемся судебном решении путём размещения публикации в газете "Российская газета" в 10-дневный срок после вступления судебного решения в законную силу.
В поданном заявлении в Федеральную антимонопольную службу ОЗПП просит проверку указанных обстоятельств и привлечь виновных лиц (как юридических, так и физических) к установленной законом ответственности.
В 2012 году , протестуя против принятия Государственной Думой ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", который ОЗПП называет законом о сегрегации правозащитников.