февраль 11, 2014
В последние месяцы в российской финансовой системе произошло много громких событий. Во-первых, продолжаются отзывы банковских лицензий. Во-вторых, с начала года падает курс рубля (за январь — на 7,7% по отношению к паре евро/доллар), что спровоцировало массовую скупку валюты россиянами. Как реагировать на эти события и почему они происходят? Об этом рассказывает заместитель президента-председателя правления банка ВТБ24.
Деньги.
Олег Богданов
Действительно, в последнем квартале 2013 года шел активный процесс закрытия банков. Но вообще, ежегодно Центробанк отзывает 25–30 лицензий, поэтому ничего экстраординарного в прошлом году не происходило. Просто, во-первых, отзыв лицензий случился концентрированно в четвертом квартале. Во-вторых, под закрытие попали несколько крупных банков. Самый громкий пример — "Мастер-банк", у которого было около 30 млрд. средств физлиц. Все это привлекло серьезное внимание к процессу отзыва лицензий.
Понятно, что в этих условиях и физлица, и бизнес стали уделять больше внимания процессу выбора банка, которому хотят доверить свои средства. Люди теперь ориентируются не только на высокую ставку, но и на надежность того банка, в который несут деньги. Я считаю, что это абсолютно нормальный процесс — здоровый и правильный. Если говорить о позиции ВТБ24, то мы считаем, что какую-то часть ответственности должен нести сам вкладчик. На примере тех выплат, что мы осуществляем от лица Агентства по страхованию вкладов клиентам закрывшихся банков, мы видим, что за компенсациями приходят одни и те же лица. У них очень простая политика: они идут за большей ставкой, и им наплевать на честность собственников банка. И им плевать на то, что пишет пресса о происходящем в банковском секторе. А критериев для отзыва лицензии на самом деле всего четыре: невыполнение нормативов, операции сомнительного свойства, проблемы с ликвидностью, проблемы с выполнением обязательств. ЦБ всегда в своих сообщениях указывает причину, и обычно это одна из четырех вышеперечисленных. И когда вот такие клиенты ходят из одного проблемного банка в другой в надежде получить ставку в 14% годовых, то, наверное, это не очень правильно. Поэтому в таких случаях было бы правильнее, чтобы вкладчик закрывшегося банка получал тело вклада, но без процентов. Или получал бы только часть положенных процентов. Но в любом случае нес бы какую-то ответственность за свой выбор. Это привело бы к более правильному поведению вкладчиков и сняло бы тяжелое бремя с государства по выплате компенсаций.
Что касается падения курса рубля, то здесь есть несколько фундаментальных причин. Первая — влияет платежный баланс. И, несмотря на высокие цены на нефть, соотношение этого баланса к ВВП очень сильно упало и в 2014 году — может пробить даже отрицательную зону. Когда это происходит, ослабляется национальная валюта.
Второй фактор — движение рубля происходит параллельно с движением валют других развивающихся рынков. Это турецкая лира, бразильский песо и так далее.
Третья причина — внутренняя. Сказалось то, что Центробанк отказался от курса поддержки рубля в пользу таргетирования инфляции.
Безусловно, текущая ситуация выгодна для экспортеров, у которых рублевые затраты и валютная выручка, и это, безусловно, тяжело в тех отраслях, где выручка рублевая и рублевые затраты. И, конечно, эта ситуация не очень хороша для обычных граждан — снижается их потребительская способность, торговля уже зафиксировала падение среднего чека.
По прогнозам инвестиционных банков и аналитиков, курс доллара на конец года составит 36–37 рублей.