февраль 17, 2014
Дискуссии о рецептах ускорения экономического роста для России не утихают. Международные организации в один голос настаивают на необходимости проведения масштабных институциональных преобразований.
Наталья Акиндинова, директор института "Центр развития" Высшей школы экономики.
Однако тема реформ у российской власти не вызывает энтузиазма. Почему это происходит и к чему может привести, рассказывает директор института "Центр развития" Высшей школы экономики.
Споры правительственных и неправительственных экспертов в последнее время в очередной раз свелись к целесообразности смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики. Пока эти споры продолжаются, Центральный банк, похоже, потерял желание противостоять ослаблению рубля, вызванному объективными изменениями в платежном балансе.
Новые предложения об ускорении экономического роста, представленные в середине января министром экономики Алексеем Улюкаевым, в меньшей степени, чем ранее, предусматривают поддержку роста за счет бюджета. Упор на этот раз делается на сокращение ценового давления монополий, повышение гибкости рынка труда, поддержку несырьевого экспорта, упрощение госрегулирования. Другие меры, такие как введение запрета на проверки предпринимателей или переформатирование деятельности ФАС, должны способствовать хотя бы временному сокращению административного давления на бизнес.
Но даже эти скромные предложения входят в диссонанс с репрессивным вектором экономической политики. Сжатие доходной базы бюджета заставляет нервничать Минфин. Так, одной из ключевых тем выступления министра финансов Антона Силуанова на Гайдаровском форуме стало усиление борьбы с теневым сектором экономики и уклонением от уплаты налогов. Хотя сокращение масштабов теневого сектора является правильной стратегической целью, в российских реалиях борьба с тенью приведет скорее к негативным последствиям. Российская налоговая система устроена таким образом, что работодатели отвечают за уплату большей части налогов, в том числе страховых отчислений от фонда оплаты труда во внебюджетные фонды, учитывая, что подоходный налог на физлиц очень низкий. В этих условиях любое ужесточение борьбы с теневым сектором ударяет целиком и полностью по предпринимательскому классу, не затрагивая работников. На наш взгляд, прежде чем начинать полномасштабную борьбу с теневым сектором, следовало бы хотя бы частично перенести налоговую нагрузку (и ответственность за уплату налогов) с работодателей на работников и, в любом случае, дождаться возобновления экономического роста.
К сожалению, на отказ от репрессий мало надежды. Слова министра финансов звучат в унисон с идеями руководителя Следственного комитета о создании финансовой полиции и даже "мегаправоохранительного" ведомства. А уж вопрос о праве силовых структур возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям без санкции налоговой службы является практически решенным.
Если финансовые и правоохранительные органы, действуя солидарно, будут упорствовать в подавлении и без того слабой экономической активности в частном секторе, то траектория стагнации, на которую уже уверенно встала российская экономика, вполне может смениться рецессией.