февраль 21, 2014
"Я вашу газету не читаю — вы пишете о том, что я не могу изменить и на что не могу повлиять"... Директор угольного тупика признался в этом во время одной из моих поездок по краю, и это, похоже, не было шуткой. Логику его я поняла: мы тут все ноем, о трудностях пишем, а смысл? Глупо. Сам он читает про сад и огород, получает гарантированный доход, а вся эта московская политика ему глубоко по барабану.
Надежда Скалон.
Анна Зайкова
Выводы экспертов о том, что экономический рост в России почти остановился, — из этой же серии. Ну как мы повлияем на макроэкономику? Бессмысленно читать, нет смысла писать.
А между тем из года в год узнать последние новости непосредственно от известных экспертов на всевозможные конференции и курсы приезжают отнюдь не нытики. Это вполне себе деятельные люди, которые не прячутся от мировых проблем (в садоводство или во что-то еще — не важно).
И выводы экспертов для них лишь повод приспособить свои планы к обстоятельствам и не позволить им управлять собой. Быть готовыми к изменениям и быстрее крутить педали. Как говаривал некогда один мой родственник? "Лучше уж глупо делать, чем умно сомневаться".
...В небольшом городке Полысаево, что в Кемеровской области, лет десять назад закрылась шахта. Что такое шахта для маленьких городов? Все: и работа, и дороги, и соцкультбыт. Но традиция сильнее разума: люди хотели, как прежде, ходить на работу и получать зарплату. "Снег чистить некому было, школу хотели закрывать", — рассказывает Анатолий, житель города и участник одной из недавних конференций (там мы с ним и встретились).
Ну, какие из этих людей с "нулевой исходной позицией" были бизнесмены? "Технику с шахты отдали под зарплату, и кое-кто взял, — продолжает мой собеседник. — Одни продали, а водители из гаража почесали репу и начали бизнес. Теперь там несколько автобаз и мастерских. Кто-то стал специализироваться на ремонте грузовых машин. А раньше все они работали на шахту и ждали зарплату".
Сам Анатолий тоже в молодые годы был водителем — теперь и у него небольшой бизнес. В прошлом году он закрыл производство металлических дверей: жаль, конечно, но китайцы задавили. "Делаем пруд, будем рыбу ловить", — не унывает он. "Вас это пессимистичное будущее совсем не тревожит?" — спрашиваю его я. "Беды коснутся всех, но я готов к изменениям, — отвечает он. — Знаете притчу про служителя церкви в Англии?"
… В некие не столь уж далекие годы новый настоятель церкви собрал весь коллектив и попросил "завсклада" подготовить отчет. Но тот наотрез отказался: я, говорит, неграмотный, его и уволили.
"От переживаний он решил закурить, но обнаружил: купить-то табак негде, — рассказывает мой собеседник. — Горевал он недолго. Собрал сбережения и открыл табачную лавку — и дело пошло: вслед за первой лавкой появилась вторая, третья. Вскоре к нему пришли из банка: предложили кредит и попросили прочитать договор. Тот только руками развел: прочесть не могу — неграмотный. “А что бы было, если бы вы еще были грамотным?” — удивились они. Был бы грамотным, ответил он, служил бы в церкви".