февраль 25, 2014
О русской духовности и расцвете региона рассуждает декан факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ.
Алтайский край — самый большой "кусок" плодородной земли за Уралом, на которой вот уже более трех веков формируется особая консервативная аграрная самоидентификация. Интересно, что понятия "русский дух", "русская идея", "софийность", "соборность", "эсхатологизм" формализовывались в начале ХХ века в аграрной России.
По данным Росстата 2013 года, сельское население на Алтае составляет около 45%, большая часть городских жителей — барнаульцы, бийчане в первом поколении. Такое процентное соотношение позволяет уверенно утверждать, что значительная часть наших земляков — преемники традиционной русской духовности и "русской идеи". Культурными героями края, "людьми-брендами" стали Василий Шукшин, Роберт Рождественский, Михаил Калашников, Валерий Золотухин и некоторые другие. Все они в полной мере реализовали себя как герои "деревенского текста". Золотухин для массового зрителя не Моцарт в швейцеровской экранизации "Маленьких трагедий" Пушкина, а в первую очередь — Бумбараш. В этом контексте село не воспринимается как нечто отсталое и устаревшее — скорее это некая цитадель традиционных ценностей.
Такой базис существенно влиял и на надстройку. Максимальный расцвет региона приходил вместе с судьбоносными решениями государственных мужей. Патернализм в полной мере гармонично сочетался с внутренними ресурсами территории. Первый прорыв пришел вместе с горными инженерами, которых имперский центр направил на создание сереброплавильного производства. При Акинфии Демидове началась выплавка металлов, с приходом государства в эту сферу экономики произошел подъем производства, и горные заводы стали определяющими экономической, политической и культурной жизни края.
Последующие два взлета экономики Алтая (насыщение края эвакуированными предприятиями во время Второй мировой войны, а также освоение целинных земель) в той или иной степени были спущены краю сверху. Кардинально изменилась экономика и, отчасти, ментальность местных жителей. Единственным исключением стала купеческая самоорганизация, которая сменила угасающее горное производство. Любопытный штрих — журнал "Алтайский крестьянин" публиковал сводку погоды в Берлине и Амстердаме, где находились склады алтайских купцов.
Интересно, что на Алтае никогда не было крепостного права. Большинство столичных городов Сибири начинались с крепостей и острогов. Такими стали Томск, Кузнецк и другие. Существенное отличие Барнаула от этих столиц, что в нем никогда не было крепостных стен и жесткой делимитации, что не могло не отразиться на характере коренных жителей. Формирование алтайского социума способствовало конфессиональной и этнической терпимости местного населения.
В ХХI век жители Алтайского края входят в традициях просвещенного консерватизма. Общая тенденция российского общества, озвученная в аналитическом докладе директора Института социологии РАН Михаила Горшкова "Российская идентичность в социологическом измерении", где последнее десятилетие сохраняется вектор движения от модернизма к традиционализму, в алтайском социуме всегда оставалась стабильной.