На месте снесенного ресторана "Арарат" в Барнауле построят дорожную развязку по типу клеверного листа. Инфографика

февраль 27, 2014

В семилетней судебной тяжбе вокруг незаконно построенного здания ресторана "Арарат" поставлена точка. В середине февраля это барнаульское заведение все-таки снесли. На этом месте городские власти планируют реконструировать дорожную развязку, связывающую шоссе Ленточный бор c Южным и Змеиногорским трактами. По проекту здесь должна появиться развязка сразу в двух уровнях. Правда, пока неизвестны ни сроки начала строительства, ни источники финансирования.

В Барнауле разбирают ресторан "Арарат".

На сегодняшний день вариантом, на который возлагаются самые большие надежды, можно считать разработанную "Алтайиндорпроектом" еще в 2002 году схему с двухуровневой развязкой. Решение классическое — специалисты за внешнее сходство называют его "клеверный лист". Это масштабный проект, и для его воплощения в жизнь сноса одного лишь "Арарата" будет явно недостаточно: придется сровнять с землей также несколько десятков расположенных неподалеку дачных участков и вырубить прилегающую часть Ленточного бора.

Впрочем, дачники к такому решению отнесутся с пониманием, уверен Владимир Марков, председатель Алтайского регионального отделения "Союза садоводов России".

Владимир Марков,
председатель Алтайского регионального отделения "Союза садоводов России":

Всем ясно, что значимость такой развязки в любом случае выше, чем сохранение нескольких земельных участков. Тем более что даже сегодня не приходится говорить об экологичности выращиваемых там овощей и фруктов, а также о возможностях для полноценного отдыха.

По словам Маркова, согласно Земельному кодексу владельцы сносимых участков получат либо денежную компенсацию, либо равновеликий участок в этом же или других садоводствах. Он вспоминает, что 12 лет назад подобная ситуация возникла при строительстве развязки на Бийск и Новоалтайск, когда были снесены десятки садовых участков с домиками, но ни одного недовольного компенсацией владельца в итоге не было.

Сколько может стоить строительство двухуровневого "клеверного листа", пока никто не подсчитывал. Понятно, что затраты будут исчисляться миллиардами рублей. Очевидно, что город и край такую сумму без федерального финансирования не потянут.

Но после того как Владимир Путин одобрил строительство северного обхода Барнаула и сделал соответствующее поручение министру транспорта, у барнаульских чиновников появился оптимизм — возможно, и на эту развязку удастся привлечь федеральные инвестиции. В таком случае получится комплексно организовать проезд транзитного транспорта в объезд Барнаула. Но даже о примерных сроках начала строительства развязки пока говорить преждевременно.

Нам нужны двухуровневые развязки

Александр Токарев,
заведующий кафедрой "Организация и безопасность движения" АлтГТУ:

На мой взгляд, это одна из самых удачных схем, которую можно применить для этого участка. Этот перекресток очень сложен: здесь сходятся три крупные магистрали, по которым почти всегда идет интенсивное движение. И двухуровневая развязка, конечно, решает эту проблему. Но, с другой стороны, это очень дорогостоящий проект, который потребует и отвода большой площади земель, и огромных затрат на строительство. Но в целом это очень серьезный и, на мой взгляд, удачный проект. Нам давно пора переходить на двухуровневые развязки. Тогда мы будем решать проблемы не на год-два, а на десятилетия вперед, чтобы нас потомки вспоминали добрым словом.

Альтернатива есть

В 2013 году специалисты кафедры "Организация и безопасность движения" АлтГТУ предложили более дешевый и реальный проект — расширить Южный проезд до четырех полос и организовать на его пересечении с шоссе и трактом трехполосное кольцо для кругового движения диаметром 84 метра. Но, как отметил Валерий Ведяшкин, один из разработчиков проекта, круговое движение на этом участке решит проблему пропускной способности развязки лишь на ближайшие 10–15 лет. А двухуровневая развязка по типу "клеверный лист" могла бы быть решением проблемы на долгие годы вперед.

Ресторан под видом дачи

Здание "Арарата" (Змеиногорский тракт, 118-в) построили как садовый дом на землях сельхозназначения в 1992 году. С 2007 года продолжались различные проверки и иски в отношении собственника здания Вардана Хачатряна. В итоге власти города все же добились сноса здания как самовольной постройки, мешающей реконструкции автодороги и не соответствующей генплану города.

Цифра

7,8 млн. рублей заплатила администрация Барнаула компании "Барнаулкапстрой" за снос здания ресторана "Арарат". Эти деньги владелец заведения должен будет возместить.