март 11, 2014
Жителям алтайского края стало сложнее продать авто с пробегом. Местные эксперты характеризуют ситуацию на вторичном рынке автомобилей как застойную. В качестве причин все чаще называют насыщенность предложением и неумеренные аппетиты продавцов, неадекватно оценивающих свой товар. В то же время этот рынок все больше уходит в интернет и под крыло автосалонов.
Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов
Российский рынок подержанных легковушек по объему более чем в два раза превосходит продажи новых автомобилей. По данным агентства "Автостат", в 2013 году наши соотечественники купили 2,6 млн. машин без пробега и 5,6 млн. — подержанных. При этом рынок новых автомобилей за год "просел" на 5,5%, а число проданных б/у авто увеличилось на 4,1%.
В Алтайском крае динамика хуже: к концу года первичный рынок упал более чем на 13,5% (с 18 340 машин в 2012 году до 15 860 в прошлом), а вторичный практически замер на показателе позапрошлого года — 122 тыс. автомобилей (+0,1%). Получается, что разница между количеством сделок на этих двух рынках почти восьмикратная.
Другая особенность алтайского вторичного рынка — у нас не одна доминирующая марка, а две. В целом по России АвтоВАЗ вновь оставил всех далеко позади: "Лад", "Нив" и "Жигулей" в прошлом году было продано более 1,8 млн. штук, тогда как у ближайшего преследователя — японской Toyota — в активе лишь 670 тыс. сделок на этом рынке.
В Алтайском же крае эти два производителя идут буквально "ноздря в ноздрю". По итогам 2013 года Toyota стала самым продаваемым в крае б/у автомобилем с результатом 36 900 машин, а АвтоВАЗ уступил ей лидерство с 36 320 сделками купли-продажи. Оба — недосягаемые лидеры. Ни одна другая марка не преодолела планку даже в 10 тыс. сделок.
Большинство опрошенных участников рынка сходятся во мнении: продать подержанную машину стало сложнее, чем несколько лет назад, так как рынок перенасыщен предложением. В опросе о причинах застоя на рынке, проведенном на форуме Drom.ru, самыми популярными ответами стали: отсутствие денег у населения и чересчур завышенные цены.
Как отмечает Игорь Гусельников, специалист по продажам и покупкам б/у автомобилей, переоценены около 40% выставленных на продажу машин. По оценке других экспертов, стоимость завышена в среднем на 10%. Многие машины не находят покупателей месяцами, а иногда даже годами, и это характерно для всех ценовых сегментов. Причину такой ситуации автомобилисты видят в алчности продавцов и огромном числе "перекупов", поднимающих вверх среднюю цену, на которую ориентируется большинство автолюбителей.
Проблемы ощутили все, кто не может сделать "вкусное" по цене и качеству предложение.
Относительную вялость продаж можно объяснить еще и тем, что "вторичка" мало подпитывается машинами из других стран. Напомним: после повышения пошлин на ввоз автомобилей в 2008 году валовые поставки столь популярных праворульных "японцев" практически прекратились. Возить их на продажу стало невыгодно, за исключением малолитражек, таких как Toyota Passo, Daihatsu BOON, и проч. Но и они недешевые, и им достаточно альтернатив.
При этом определенный спрос на машины, ввезенные из Страны восходящего солнца, сохраняется: многие покупают автомобили для себя, доверяя качеству сборки и прозрачности аукционной документации.
Другие популярные ранее направления — Белоруссия или Казахстан — тоже уже практически неактуальны. "Затраченные время и силы не оправдывают себя. Намного проще пригнать машину из Москвы, да и в крае их уже достаточно", — считает Игорь Гусельников. Это подтверждает и Егор Горте, управляющий автосалоном "Тисс-Авто": "Любые схемы привоза машин из Казахстана сейчас не совсем прозрачные. Каким-либо образом они организованы в обход официальных платежей. Ввозить машину из другой страны и оплачивать все пошлины сегодня невыгодно".
Очевидны изменения и в способах покупки/продажи "железного коня". На фоне весьма скромных показателей роста вторичного авторынка портал частных объявлений AVITO заявляет, что в 2013 году с помощью этого сайта было продано порядка 1,45 млн. подержанных автомобилей, что на 21,4% больше, чем годом ранее.
Еще несколько лет назад предложений о продаже авто было намного меньше, ведь машины продавались в основном на авторынке или через объявление в газете. На сегодняшний день все продают машины в основном через интернет.
Также он отмечает, что благодаря онлайн-объявлениям увеличилось количество обменов авто.
Развитие технологий негативно сказалось на работе краевого авторынка по адресу: Павловский тракт, 307 (в простонародье — "автобарахолка"). Дирекция рынка комментариев по продажам не дает, но автомобилисты говорят, что покупателей там мало, а продавцы откровенно скучают. Все большую долю посетителей барахолки занимают жители районов края, у которых нет времени и возможности ездить по покупателям и которые хотят посмотреть машину.
С барахолок продажи уходят не только в интернет, но и в автосалоны. Например, в Москве за последние годы наблюдается рост доли цивилизованных продаж на вторичном рынке с 10% до 28%. Алтайские комиссионные автосалоны в отличие от остальных участников местного рынка застоя продаж не ощущают.
Есть небольшой спад, но некатастрофичный. Он начался в феврале, а в прошлом году продажи шли хорошо и даже увеличились.
Салоны имеют ряд неоспоримых преимуществ: они гарантируют юридическую чистоту документов на автомобиль и предоставляют возможность оформить автокредит. "Покупатели стали доверять автосалонам, — констатирует Егор Горте. — И есть все предпосылки для появления новых организаций, торгующих подержанными автомобилями".
Впрочем, ситуация на рынке и новые тенденции не подкосили перекупщиков, которых на авторынке всегда было немало. "Эта профессия всегда была и будет. Они поменяли свои места у входа на авторынок на кресло, компьютер и телефон, — говорит Алексей Литовченко. — Они очень хорошо чувствуют рынок и меняются вместе с ним".
Эксперты аналитического агентства "Автостат" предсказывают рынку новых автомобилей падение на 5% в 2014 году. Для вторичного рынка это не самый приятный сигнал: отказавшиеся от покупки очередной машины у дилера не спешат расставаться со старой. А местные автолюбители в этом плане традиционно неторопливы: Алтайский край занял 78-е, а Республика Алтай — последнее, 84-е место в рейтинге регионов по сроку владения новыми автомобилями, составленном аналитическим агентством "Автостат". Согласно этим данным, автолюбители из Алтайского края расстаются с новой машиной в среднем спустя 59 месяцев владения, в республике — после 67 месяцев. Общероссийский показатель — 54 месяца.
Однако есть предпосылки и для роста: результаты исследования, проведенного среди 55 тыс. пользователей сайта AVITO.ru, показали, что почти 80% из них собираются приобрести автомобиль в 2014 году. И хотя большинство из них (39,7%) хотят купить новый автомобиль, значительная часть согласна на вариант из вторичного парка. Среди последних 26,2% будут искать машину в возрасте от года до трех лет; 22,6% собираются приобрести авто постарше — от 3 до 6 лет, и 11,5% участников опроса отметили, что готовы купить еще более старую машину.
То, что спрос на автомобили начинает потихоньку увеличивается, подтверждает статистика "Яндекса". За январь число запросов со словами "купить авто Барнаул" увеличилось почти на четверть, с 1,5 тыс. до 2 тыс. Отметим, что в течение всего прошлого года оно колебалось в этих же пределах. Растущий покупательский интерес может расшевелить этот рынок, но главным стимулом для него может стать только снижение цен, уверены его участники. Однако это маловероятно: из-за ввода утилизационного сбора и падения курса рубля ценники на новые авто многие дилеры уже переписали в сторону повышения, а это, как правило, не приводит к снижению цен на "вторичке".
Марка |
2013 г. |
Разн. с пред. г. в % |
|
TOYOTA |
36900 |
2,7 |
|
LADA |
36320 |
-7,5 |
|
NISSAN |
9400 |
8,2 |
|
HONDA |
5550 |
6,3 |
|
MAZDA |
3900 |
3 |
|
MITSUBISHI |
3360 |
7,7 |
|
GAZ |
2990 |
-15,2 |
|
HYUNDAI |
2520 |
4,7 |
|
CHEVROLET |
2290 |
7,2 |
|
FORD |
1870 |
-10,5 |
Модель |
2013 г. |
Разн. с пред. г. в % |
|
TOYOTA COROLLA |
7760 |
5 |
|
LADA 2106 |
5570 |
-11,9 |
|
LADA 2107 |
5130 |
-9,5 |
|
TOYOTA CAMRY |
4520 |
-7,3 |
|
LADA NIVA |
3670 |
11,6 |
|
LADA 2109 |
3260 |
-12,5 |
|
LADA 2110 |
3020 |
-10,7 |
|
LADA 21099 |
2580 |
-8,9 |
|
TOYOTA CARINA |
2340 |
1,4 |
|
TOYOTA CORONA |
2270 |
-1,4 |
Марка |
2013 г. |
% |
||
LADA |
1872129 |
-2,5 |
||
TOYOTA |
670301 |
5,3 |
||
NISSAN |
274474 |
6,1 |
||
FORD |
202373 |
8,0 |
||
CHEVROLET |
199693 |
15,4 |
||
HYUNDAI |
186076 |
13,1 |
||
VOLKSWAGEN |
175281 |
7,9 |
||
MITSUBISHI |
168937 |
3,3 |
||
HONDA |
159494 |
2,0 |
||
RENAULT |
144419 |
19,6 |
№ |
Марка |
Модель |
2013 г. |
% |
1 |
LADA |
2107 |
226757 |
-3,4 |
2 |
LADA |
2110 |
187734 |
-10,4 |
3 |
LADA |
2114 |
179938 |
5,8 |
4 |
LADA |
2109 |
150093 |
-12,4 |
5 |
TOYOTA |
COROLLA |
137823 |
8,0 |
6 |
LADA |
2106 |
133315 |
-12,1 |
7 |
LADA |
4х4 |
121741 |
7,8 |
8 |
LADA |
2112 |
121163 |
-7,7 |
9 |
LADA |
21099 |
120791 |
-11,5 |
10 |
FORD |
FOCUS |
118536 |
12,8 |
Источник: агентство "Автостат"