Начальник Путина и друг Филби. Наш земляк Виктор Буданов руководил контрразведкой КГБ СССР

сентябрь 5, 2007

Перебежчик Олег Гордиевский* в книге "КГБ: история внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева"** характеризует нашего героя "как одного из самых опасных и коварных сотрудников КГБ из Управления К (контрразведка)". В дальнейшем генерал-майор Буданов возглавил это управление. Именно к нему в последние месяцы существования СССР стекалась вся самая важная информация о международном положении страны. Сегодня Виктор Георгиевич в отставке. Недавно, будучи на Алтае, он стал гостем "СК".

Алтай - моя родина

- Виктор Георгиевич, ваша судьба удивительным образом переплелась с судьбами многих выдающихся людей. И как-то так получается, что в своих интервью вы больше рассказываете о них, чем о себе. Давайте поступим наоборот - поговорим вначале о вас. Вы наш земляк, бийчанин, продолжаете бывать в родных местах. С кем на родине вы поддерживаете связь в настоящее время?

- Может быть, в силу не очень общительного характера, может быть, в силу профессии я растерял друзей детства. Хотя в школе я бывал пару раз, разговаривал, встречался с кем-то, видел себя на Доске почета (я окончил школу с серебряной медалью). Пока были живы сестра и мама, я приезжал к ним, сейчас приезжаю к их могилам, останавливаюсь у друзей сестры. С ними очень интересно общаться, потому что подпитываешься какой-то искренностью, теплотой, которую трудно найти в Москве. Нынче мы с другом были на Телецком, в Турочаке. А пристанью нам служил дом супругов Хрипунковых в селе Алтайском.

- Давайте вернемся в ваше детство. Самые яркие воспоминания той поры?

- Они связаны с Бией. Например, в Турочаке, где я учился с третьего по шестой класс, на Бие есть камень - совершенно уникальное явление природы. Как будто лава шла и раскололась на части, войдя в реку огромным языком. В Турочаке я учился кататься на коньках. Привезли мне их из Бийска. Прикрутил на валенки, покатился по речке - и исчез, провалился в прорубь. Потом было страшно возвращаться домой. Меня искали, нашли и наказали. Я мужественно терпел, боясь потерять лицо. И это красной линией прошло через всю мою жизнь. Для меня с тех пор уже было важно сохранять верность принципам.

А разве можно забыть понтонный мост через Бию в Бийске? Я научился там плавать и сразу же стал вместе с другими мальчишками прыгать с перил в реку. Или как меня чуть было не втянули в свои деяния хулиганы? Спасибо, мама вовремя остановила. Поставила меня в угол. Я простоял там целые сутки голодный, и, наверное, это положительно сказалось на моем воспитании. Я мамино наказание запомнил на всю жизнь.

- А вы могли бы поставить своего внука на сутки в угол?

- Могу.

- Серьезно? Значит, то, что о вашей жесткости говорит Гордиевский, правда?

- Что бы ни говорил враг, это приятно.

Это сладкое слово "разведка"

- Виктор Георгиевич, вы могли бы отказаться от предложения пойти на службу в органы госбезопасности?

- Для меня так вопрос не стоял. Я сам стремился на военную службу, и когда мне предложили пойти в контрразведывательную школу, сразу согласился. За 36 лет службы я был разочарован лишь однажды, в самом начале, и даже хотел уйти. Но… остался.

- В обыденном сознании сотрудник органов госбезопасности - это либо герой-разведчик, либо злодей-каратель, или хуже того - перебежчик-предатель.

- Времена тех злодеев, о которых пишут, прошли. Когда я попал в эту систему, в нее уже приходили люди с высшим образованием, сознательно. Ни о каких методах террора тогда уже речи не было. Начиная с 1957 года как минимум мы не проводили каких-либо терактов в отношении людей, не проникали, подобно американцам, в террористические организации. Нас и без того обвиняли в поддержке освободительного движения в Африке, в арабских странах и в других регионах.

Работать в разведке интересно. Наверное, для этого надо иметь какой-то особый склад, может быть, характер. Безусловно, эта профессия требует определенного романтизма в характере, готовности к участию в каких-то острых делах и готовности служить своей стране.

- А как вы думаете, не поубавилось патриотизма у ваших нынешних коллег?

- Когда правили страной Горбачев и особенно Ельцин, была некая деморализация. Не только наших рядов, всего общества. И, может быть, в последнюю очередь наших рядов. Я по себе знаю: раньше представители зарубежных спецслужб относились к нам с уважением и опаской. И, кстати говоря, уважали наш патриотизм, хотя проколы, предательства случались.

- А что дало толчок перебежкам?

- Они были связаны прежде всего с моральной, психологической неготовностью переносить какие-то тяготы или соблазны, невозможностью решить поставленную задачу. Если говорить о Гордиевском, то он сексуальный извращенец. Его и поймали на этом. К сожалению, это качество или меркантильные соображения многих людей привели к предательству.

"Еще пару лет - и Ельцин развалил бы Россию"

- Но как ни любили вы разведку, в 1992 году подали рапорт об отставке. Этот акт был вашим политическим решением?

- По сути, да. Я не хотел служить при Ельцине, не мог оставаться в должности начальника управления внешней разведки, поскольку знал, что руководство страны встало на путь развала СССР в угоду Западу. Причем это было только начало. У нас были основания считать, что Ельцин развалит и Россию.

Все это не было случайностью. По пьянке подписывали Беловежское соглашение. А развалили государство осознанно… Я не против суверенитета всех прочих республик. Но ведь нужно было продумать, отработать условия. Все бы республики пошли на это. Мы взяли на себя долги других государств, которые были сделаны за наш счет. Можно было провести реорганизацию и перестройку государства, не рубя под собой сук. А Ельцин это сделал, потому что взял на себя обязательства перед американцами.

"Курс Путина одобряю"

- С приходом на пост президента Владимира Путина ситуация изменилась к лучшему. Конечно, проблем еще уйма, однако все-таки нынче положение в стране более обнадеживающее. Практически полностью погашены многомиллиардные долги, которые образовались в эпоху развала и разврата. Постепенно улучшается экономическая ситуация, решаются социальные проблемы, укрепляются правоохранительные органы… Пошел период, когда мы становимся на ноги, становимся независимыми от того, куда нас затянул Ельцин, выправляем положение. И слава Богу! Пора чувствовать, что мы можем отстоять свои интересы. Нельзя постоянно ориентироваться на то, что желает Буш или еще кто-то.

Я так говорю не потому, что президент РФ - мой коллега по прошлой работе, а потому, что действительно объективно положение в России улучшилось.

- Не только коллега, но и подчиненный: с 1987 по 1991 год вы работали в главной резиденции КГБ в ГДР, и будущий президент Путин служил там под вашим началом.

- Да. Меня часто спрашивают о нашей совместной работе. Но я считаю некорректным говорить об этом сегодня, когда Владимир Владимирович является главой государства.

- Сейчас видна откровенная жесткость Путина на международной арене по отношению к Западу. Скажите, как контрразведчик, к чему это может привести?

- Это может привести к продолжению той политики, которую проводили американцы прежде и серьезно подорвали нашу экономику. Но мы и не можем постоянно действовать так, как они хотят. В этом случае мы точно развалимся.

"Филби не ходил на Лубянку"

- С легендарным советским разведчиком англичанином Кимом Филби*** вы работали более трех лет. По какому принципу строилось ваше общение?

- Мы поддерживали рабочий контакт, кроме этого, проводили вместе время. Мне было, конечно, очень интересно и поучительно встречаться с ним. В то время я был на рядовой должности. Мы были сотрудниками. Но иногда слово сотрудник в отношении к Филби трактуется превратно, и чего только ни написано! Одна книга начинается примерно с такого описания: совершенно тоскливое дождливое утро в Москве, шум машин и т. д. и т. д., по улице в сторону административного здания на Лубянке движется скорбная фигура в шляпе под зонтом и, поравнявшись, перебегает улицу и исчезает в дверях. Чушь!

- Не ходил Филби на Лубянку?

- Не ходил. Он бывал там, конечно, когда нужно было. Но положение его было таково, что даже орден Дружбы народов председатель КГБ Юрий Андропов вручал ему не на Лубянке. Я был тому свидетелем. Филби не любил официоз. Это его раздражало. Он любил свою квартиру, свою библиотеку, которую вывез из Бейрута. Точнее, мы вывезли в 1967 году. Понимаете, тут его библиотека, тут он в своем махровом халате и домашних тапочках. Все очень просто. Он головой был силен, как личность был очень интересен. И биография его, естественно, очень красочная, потому что все-таки как никак сын крупного английского разведчика, который породнился даже с саудовским королем, женившись в очередной раз, по-моему, на племяннице короля.

Отец Филби был одним из прототипов обобщенной весьма романтической фигуры английского героя-шпиона на арабском Востоке и одновременно совершенно реакционный тип. Он поддерживал нацистов, в преклонные годы посещал нацистский клуб в Лондоне. А когда он узнал, что Ким общается с комсомольцами, отказался рекомендовать сына, окончившего университет, в разведку. В итоге Ким был принят в "Таймс" и поехал в Австрию, позднее в Испанию, где получил ранение и орден. Все это описано.

Ким был сложным человеком. Но с ним можно было найти общий язык и в деловом разговоре, и за столом. Не любил неискренность и ложь.

Справка "СК"

В настоящее время Виктор Буданов - директор базирующейся в Москве фирмы IRIS (International Risk & Information Services), занимающейся вопросами обеспечения безопасности российских и иностранных компаний в нашей стране и за рубежом с 1992 года. Компания IRIS специализируется в четырех основных направлениях - расследования, корпоративные исследования и информация, услуги по защите и безопасности и решение кризисных ситуаций.

Гость "СК" о своих корнях

- Я родился я в Бийске 6 апреля 1935 года. Говорят, что меня крестили в церкви в Заречье, - исключительно красивое сооружение. Жил с родителями в районе котельного завода, затем на Мопровской улице, что под горой. Там и встретил День Победы. Рядом на пригорке стояла войсковая часть, а напротив - капустное поле. Теперь поля нет, место застроено. Мы с друзьями бегали на это поле, а чуть выше, на взгорке, пасли коров. Салют Победы в 1945-м мы встретили, вскарабкавшись на бетонное ограждение войсковой части, в которой солдаты и офицеры палили из пушек.

В 1943 году пошел в школу в центре Бийска, где отучился два класса. Учился хорошо, несмотря на тяжелое инфекционное заболевание.

Сразу после войныжил с матерью в селе Турочак, всего лишь в трех километрах от красавицы-реки Лебедь. Рыбалка, купанье в ледяной воде и даже охота на тетеревов и белку запомнились на всю жизнь.

Затем снова был Бийск, Заречье, жизнь на Алтайской улице, в доме № 40, учеба в 6-й школе и выпуск в 1953 году. Эта школа, по-моему, была одной из лучших в Бийске, по крайней мере, так мне казалось. Я любил там все: и учителей (помню фамилии некоторых из них - Данченко, Леппер), и классы, и занятия, во время которых мы частенько безобразили.

Паинькой я не был, жил в малообеспеченной семье, но учился хорошо, меня любили многие из наших учителей, и отчасти, видимо, поэтому мне было невероятно комфортно в этой школе. Я активно занимался физической подготовкой - лыжами, спортивной гимнастикой, увлекался чтением, участвовал в работе школьного драматического кружка. Школу окончил с серебряной медалью - подвела четверка по сочинению.

После школы пытался поступить в Харьковский авиационный военно-инженерный институт, но нам с моим другом не хватило мест. В итоге я оказался в Новосибирском институте военных инженеров. Окончив его, попал в контрразведывательную школу КГБ, потом был уволен в запас по знаменитому по своей неосмотрительности указу Хрущева - о сокращении Вооруженных Сил СССР на 1 миллион 200 тысяч человек. Последовала работа в институте, возвращение "в систему", учеба "на разведчика" и весьма интересная работа по линии внешней разведки. Работал в Англии, ГДР, на Африканском континенте. Дослужился до начальника Управления контрразведки КГБ СССР. В 1992 году ушел в отставку по собственному желанию.

Генералы в штатском

В нынешнем году исполняется 90 лет системе государственной безопасности нашей страны, ведущей свое начало от ВЧК и "железного Феликса". Уроженцы Алтая внесли заметный вклад в ее становление. Многие наши земляки в разные периоды занимали ключевые места в цепочке ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. Некоторые из них стали профессиональными разведчиками.

Генерал-лейтенант Виталий Павлов

Родился 30 сентября 1914 года в Барнауле. Трудовую деятельность начал слесарем-паровозником на Барнаульском вагоноремонтном заводе. С 1933 по 1937 год учился в Сибирском автодорожном институте в Омске. После его окончания был направлен в органы государственной безопасности. В 1938 году окончил Школу особого назначения НКВД и был зачислен на работу во внешнюю разведку, где прослужил полвека - до 1988 года.

В конце 1930-х - начале 1940-х годов руководил американским направлением Иностранного отдела НКВД. Принимал участие в операции "Снег", по мнению многих исследователей, спасшей Москву переброской сибирских дивизий с Дальнего Востока на Западный фронт.

В 1943-1946 годах Виталий Григорьевич был резидентом в Оттаве, работал с легендарным Рудольфом Абелем (Вилли Фишером). По линии нелегальной разведки прослужил 11 лет, в 1958-1961 годах был начальником этого управления. В 1961-1966 годах - заместитель начальника всей внешней разведки. Затем возглавлял резидентуру в Вене, с 1971 по 1973 год был начальником Краснознаменного института КГБ СССР им. Ю. В. Андропова (в настоящее время - Академия внешней разведки), потом представителем КГБ СССР при МВД Польской Народной Республики, старшим консультантом одного из управлений внешней разведки. В 1987 году вышел в отставку по возрасту.

За большие заслуги по обеспечению государственной безопасности был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями, а также нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности". Умер 11 апреля 2005 года.

Генерал-полковник Владимир Пирожков

Родился 28 июня 1924 года в Змеиногорске. В июне 1941 года окончил там же среднюю школу. С сентября 1941 года работал счетоводом в Кировской МТС. В мае 1942 года

добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях за освобождение Минска, Варшавы, Берлина.

После демобилизации вернулся на родину, работал в газете "Серп и молот", возглавлял Змеиногорский РК ВЛКСМ, затем стал секретарем Алтайского крайкома ВЛКСМ, первым секретарем Зонального РК КПСС, вторым секретарем Алтайского крайкома КПСС. В 1968 году решением Политбюро ЦК КПСС направлен на работу в органы госбезопасности.

В 1970 -1990 годах - заместитель председателя КГБ СССР, начальник управления кадров. Курировал создание антитеррористической группы "Альфа", был инициатором включения боевого карате и других восточных единоборств в программу подготовки советских спецназовцев. В настоящее время в отставке, возглавляет Совет ветеранов ФСБ. Награжден 20 орденами и 52 медалями СССР и других государств.

Генерал-майор Евгений Шишкин

Родился в Бийске 8 марта 1925 года. Был резидентом советской разведки в ряде европейских стран, заместителем начальника 1-го Главного управления КГБ СССР, удостоен ордена Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды и медали "За боевые заслуги".

Вот как Евгений Изотович вспоминал о своей первой загранкомандировке: "Осенью 49-го меня направили в Австрию, в Вену, переводчиком в советскую часть союзнической комиссии - по линии Главного политуправления РККА. Мне даже приходилось переводить беседы верховных комиссаров с членами австрийского правительства... Через некоторое время меня назначили руководителем "Русского часа" радиостанции "Равач" - осуществлять цензуру австрийских радиопередач. В моем распоряжении был соответствующий аппарат - австрийцы, члены Коммунистической партии, которые просматривали манускрипты радиопередач, и только после того, как я давал "добро", передача могла выходить в эфир. На этой почве было очень много скандалов, в том числе публикаций в австрийской прессе, что "старший лейтенант Шишкин вновь запретил такую-то передачу". По-немецки я был "Oberleutnant", а они писали "Oberstleutnant", что означает "подполковник", чтобы повысить мой вес".

Генерал-майор Николай Горбачев

Родился в 1929 году в Камне-на-Оби. В 1952 году окончил исторический факультет Новосибирского пединститута и начал служить в органах государственной безопасности. После окончания спецшколы КГБ с 1959 по 1964 год работал в Западном Берлине по линии внешней разведки.

После возвращения на родину Николай Александрович несколько лет возглавлял отдел КГБ в Новосибирском академгородке. С 1973 по 1992 год работал в Центральном аппарате Комитета госбезопасности. За выполнение заданий правительства был награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями, серебряной медалью "За выдающиеся заслуги перед народной армией ГДР". Удостоен знака "Отличник здравоохранения СССР".

Евгений ПЛАТУНОВ, Тамара ДМИТРИЕНКО.

* Бывший полковник Первого главного управления КГБ СССР, перебежавший в британскую разведку.

**Написана в соавторстве с английским профессором Кристофером Эндрю.

***Британский подданный, с 1934 по 1963 год работавший на советскую разведку. По заданию из Москвы в 1940 году поступил на работу в британскую разведывательную службу "Сикрет Интеллидженс Сервис" (СИС) и занимал в ней высокие должности, позволяющие выходить на прямые контакты с руководством разведывательных служб США, Германии и других стран.