Как в ближайшее время изменится стоимость продуктов и непродовольственных товаров

март 20, 2014

В крае начался ощутимый рост цен. Стоимость повышается как на продукты, так и на непродовольственные товары. Но если во втором случае причины в основном кроются в падении курса рубля и соответственно в удорожании импорта, то в первом свою роль сыграла целая совокупность факторов. Стоимость услуг населению также "подскочила" из-за увеличения затрат на расходные материалы. В целом в разных отраслях повышение цен составило от 3 до 30%. И это не предел.

Ритейл.
Анна Зайкова

Уже в феврале статистика зафиксировала повышение цен на продовольственные товары в Алтайском крае, особенно на овощи, молоко, алкоголь, рыбу. В марте удорожание продуктов продолжилось. Статистических данных пока нет, однако в магазинах все чаще можно увидеть, как продавцы или работники зала меняют ценники. Наибольшей бомбардировке поставщиков с сообщениями о подорожании товаров продуктовые магазины подверглись в конце прошлой — начале текущей недели. Как рассказывают руководители розницы в районах, только за март у поставщиков на 5–15% подорожали сахар, молоко, минеральная вода, яйца, колбасные изделия, розницу уже предупредили о предстоящем росте цен на муку. "Увеличение стоимости этих продуктов влечет за собой удорожание всей кондитерской продукции, “молочки” и ее производных, — рассказывает Ольга Зайцева, руководитель сети магазинов из Мамонтова. — У нас еще есть собственная пекарня, мы пока удерживаем цены на хлеб, но себестоимость уже растет, посмотрим, как будет складываться ситуация в дальнейшем".

В продуктовых магазинах отмечают, что рост цен в их сегменте мало связан с колебаниями курса рубля, если только косвенно — через импортные составляющие каких-то товаров. Все-таки большая часть продовольствия производится в России и из отечественного сырья. Поэтому и причины роста цен связаны с ситуациями на конкретных рынках — молочном (повысилась и держится на стабильно высоком уровне стоимость сырого молока), зерновом (сказывается сезонный фактор) и других. По словам Петра Жука, директора компании "Рынок" из Ключевского района, сыграло свою роль и увеличение затрат производителей — расходов на ГСМ, оплату электроэнергии и т. д.

Для непродовольственных же товаров фактор падающего рубля стал ключевым. Большинство товаров здесь либо импортного производства в целом, либо имеет зарубежные компоненты, либо, выпускаясь под российской маркой, собирается в странах Юго-Восточной Азии, что тоже делает их стоимость подчиненной курсу доллара или евро. Бытовая химия, строительные материалы, парфюмерия и косметика, предметы интерьера, светотехника, одежда, о­бувь, детские товары, медицинское оборудование и препараты — рост цен предвидится достаточно масштабный.

При этом уже начавшийся рост цен, по мнению экспертов, может усилиться во втором квартале. Николай Кондрашов, ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики, называет несколько подтверждающих это фактов. "Во-первых, наш анализ показывает, что временной лаг между изменением мировой цены на продовольствие и изменением ценника в российском магазине составляет два – пять месяцев. Во-вторых, девальвация отнюдь не остановилась в феврале, а продолжилась и в первой неделе марта (за четыре месяца рубль обесценился более чем на 10%). И не факт, что теперь, с учетом политических факторов, рублю удастся отыграть хотя бы часть падения. В-третьих, пик импортных поставок практически по всем основным продуктам питания приходится на второй квартал, когда запасы отечественной продукции иссякают. Объем зарубежной продукции на прилавке вырастает в апреле – июне каждого года в два-три раза относительно уровня первого квартала", — говорит он.

На фоне происходящего эксперты прогнозируют рост уровня инфляции в России и в Алтайском крае — в частности. Банк России определял как целевой показатель уровень в 5%, а предельный — в 6,5% на 2014 год. Однако специалисты уверены, что при сохранении существующих тенденций верхний предел станет более возможным вариантом. При этом факторы, позволяющие замедлить рост цен, рассматриваются как маловероятные, а падение курса руб­ля — как фактор долгосрочного действия (см. "Экспертную оценку").

Мнения участников рынка

Елена Филипчук,
генеральный директор торговой сети "Новэкс":

По нашей номенклатуре товаров мы уже отмечаем повышение цен со стороны производителей в среднем на 7–10%. В основном это мелкие и средние поставщики, у которых нет крупных товарных запасов. Ключевые игроки рынка — транснациональные компании вроде Procter&Gamble и Unilever — сдерживают цены до последнего, так как имеют для этого возможности. Но и они планируют повышение с 1 апреля. Основная причина подорожания — это, конечно, рост курсов доллара и евро.

Сергей Богданов,
главный врач клиники "Добрый доктор":

Повышение цен на расходные материалы произошло на 20–30%. Это приведет к повышению стоимости услуг на 15–20% в зависимости от вида самой услуги. Если это операция, то цена повысится больше. Если консультация, где используется минимум материалов, — то меньше.

Заменить импортные материалы и оборудование отечественными аналогами невозможно. Например, отечественных аппаратов УЗИ просто нет. Или возьмем, скажем, биопсийные щипцы. Импортные работают при активном использовании не менее года без поломок. Отечественные стоят в три раза дешевле, но они больше месяца не выдерживают.

Людмила Тарасова,
руководитель собственной салон-студии:

Увеличение цен на расходные материалы у нас уже произошло — в среднем на 15%. Стоимость услуг соответственно повысится. Особенно это коснется позиций, затратных по материалу, таких, например, как покраска. Думаю, что клиенты станут делать меньше дополнительных процедур. Но стричься они все равно не перестанут. Насколько я знаю, в кризисных условиях обычно "встает" эконом-сегмент. В люксовом колебания спроса менее заметны.

Ольга Ришко,
директор компании "ГЛЭМ-тур":

На мой взгляд, драматизировать ситуацию в нашей отрасли не стоит. По раннему бронированию цены остались прежними. Да, оно началось в этом году чуть позже, люди выжидали. Однако сейчас продажи идут. Туроператоры чуть сбросили в цене валютную составляющую — на 100–200 долларов/евро. За счет этого значительного удорожания туров не произошло. Ряд отелей в Турции, Греции повысил цены процентов на 10. Однако в нашей отрасли столь велика конкуренция, что и за сумму, на которую клиенты ездили в прошлом году, мы можем им подобрать достойный вариант и в этом. Нужно признать, что кризис до нас уже дошел, сфера услуг стоит. Но на такую ситуацию повлияла целая совокупность факторов, не только повышение курса валюты. Если даже произойдет еще большее падение рубля, люди, я считаю, ездить отдыхать не перестанут. Мы просто уйдем в более дешевый сегмент.

Максим Алякринский,
управляющий Западно-Сибирским филиалом компании "Евросеть":

Мы закупаем технику в рублях, но производитель привозит ее в долларах. Изменение курса валюты обязательно скажется на стоимости техники, но с определенной задержкой. Обычно она составляет от одного до двух месяцев. Допустим, курс меняется на 10%. Цена будет плавно меняться — сначала на 3%, потом на 5%. На покупательной способности это существенно не скажется, но если человек хотел купить товар за 12 тыс. рублей, а он стал стоить 15 тыс., то покупатель возьмет более дешевый вариант.

Роман Сергеевич,
управляющий магазином "Бригадир" (строительные и отделочные материалы):

Все поставщики уже подняли цены. Рост на разные виды товаров — от 3 до 10%. Но спрос, по моим наблюдениям, падает сейчас на все, кроме продуктов. Что касается возможного перехода на отечественные аналогии товаров, то в нашей отрасли даже российские марки в основном собираются или производятся в Китае. Поэтому привязка к доллару все равно есть.

Яна Атюнина,
директор галереи интерьерного декора "Ампир":

Поставщики повысили цены в среднем на 15%. Многие из них перевели рублевые прайсы в валютные, ссылаясь на необходимость свести к минимуму риски в бизнесе. Ранее выставляемый нам счет был действителен к оплате в течение пяти дней, сейчас мы обязаны рассчитаться за два дня. И сейчас, конечно, затишье, покупателей почти нет, хотя раньше в марте возрастала покупательская активность. А в этом году даже в феврале у нас залы были больше заполнены. Здесь, конечно, свою роль играют не только цены. Люди заняли выжидательную позицию и не спешат принимать решение о расходах.

Экспертная оценка

Николай Кондрашов,
ведущий эксперт "Центра развития" Высшей школы экономики (Москва):

Нехарактерный для февраля сильный рост цен прослеживается по всем основным позициям и связан с целым рядом факторов.

Главное, произошло ухудшение и без того непростой ситуации на продовольственном рынке. Во-первых, вновь ускорился рост цен на молоко и молочную продукцию: дефицит молока на внутреннем рынке сохраняется, а мировые цены на импортируемое сухое молоко достигли исторического максимума.

Во-вторых, продолжила ускоренно дорожать рыба. В 2013 году в России в числе прочих стран был сокращен разрешенный объем вылова сельди в Атлантическом океане, что в совокупности с ростом экспорта привело к дефициту продукции.

В-третьих, не произошло характерного для февраля замедления роста цен на плодоовощную продукцию. Относительно плохой урожай картофеля и овощей привел к повышенному росту цен на эти продукты начиная с октября 2013 года. В феврале этот процесс ускорился.

В-четвертых, сильно подорожала алкогольная продукция.

Впрочем, мы не отрицаем, что некоторое влияние на подорожание продовольствия в феврале могла оказать и девальвация руб­ля — как-никак за декабрь – февраль рубль подешевел на 7,4%. Однако мы практически не сомневаемся в том, что основная часть девальвационного эффекта еще впереди.

Но в феврале произошло ускорение не только продовольственной инфляции. Резко подскочила базовая инфляция в непродовольственном сегменте. Произошел перелом устоявшегося ранее нисходящего тренда: такого сильного роста цен не было уже более года, что мы расцениваем как начало влияния девальвации. И не очень важно, какой механизм в данном случае сработал: то ли торговля отреагировала и подняла цены, то ли население уяснило, что инфляция неизбежна, и повысило спрос.

Выросла базовая инфляция и в платных услугах населению. За последний год сформировалась достаточно четко выраженная тенденция к повышению ее темпа в этом сегменте. Происходит перенос издержек на потребителей.

Происходящая на наших глазах девальвация рубля лишь начала переходить в рост потребительских цен. Суммарную прибавку к инфляции за 2014 год от уже случившегося падения руб­ля на 10% мы оцениваем примерно в 0,9–1,1 п. п. Это заставляет нас повысить прогноз по инфляции на текущий год до 6%. В этой связи оптимизм Банка России, считающего, что установленный на текущий год точечный ориентир по инфляции на уровне 5% является достижимым, кажется нам уже несоответствующим положению дел. Да, безусловно, если удастся собрать отличный урожай, упадут мировые цены на молоко, Россия сократит выгодный для нее экспорт рыбы, то падение цен во втором полугодии может опустить инфляцию до заданной отметки. Однако вероятность такого стечения обстоятельств мы расцениваем как недостаточно высокую. При этом отмечу, что выигрыш от хорошего урожая в виде более низкой инфляции действует всего один год и не меняет многолетнего тренда в динамике цен на продовольствие. В то же время прогнозируемое нами ослабление рубля носит долгосрочный характер и каждый год будет разгонять инфляцию.

Если наши прогнозы на текущую весну оправдаются, то разговоры о стагнации можно будет смело перевести в разряд оптимистических сценариев. Суровой правдой жизни может стать стагфляция.

Цифра

За период с 4 по 11 марта 2014 г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,2%, с начала марта — 100,3%, с начала года — 101,6% (в 2013 году: с начала марта — 100,2%, с начала года — 101,7%, в целом за март — 100,3%).

Что подорожало в первую декаду марта, %

Источник: Росстат, данные за 11 марта по отношению к февралю 2014 г.