сентябрь 12, 2007
У каждого поколения свои романтические герои. Но если в тридцатых годах это были челюскинцы, в шестидесятых — космонавты, то сейчас, наверное, бойцы антитеррора. И здесь Алтайский край на передовых ролях! Ведь вторым лицом легендарной спецгруппы "Альфа" многие годы был наш земляк - полковник ФСБ Сергей Поляков, родившийся в Целинном.
В конце августа Поляков побывал на Алтае, сопровождая мироточащую икону Богородицы "Умягчение злых сердец", которую опекает ассоциация ветеранов спецподразделения "Альфы". И рассказал "СК" о собственных "горячих точках" - точках боли и радости.
Точка радости - "Альфа"
- Кем буду, решил еще в детстве - только военным! Окончил в 1972 году школу в Целинном и поехал поступать в Рязанское воздушно-десантное училище, но не прошел по конкурсу - недобрал два балла… Отслужил в погранвойсках на границе с Китаем и поступил в Московское пограничное училище. Остался там в должности курсового офицера, но казалась она мне какой-то… неправильной, что ли… Все мои однокурсники отправились в действующие части, большинство уехали в Закавказье, а я вот застрял в Москве…
После захвата палестинской организацией "Черный сентябрь" израильских спортсменов в 1974 году по всему миру стали создаваться спецотряды. У нас в то время уже шли разговоры о существовании каких-то секретных специальных подразделений. Все было неофициально, но мы, офицеры, о них знали. "Альфа" тогда состояла всего из сорока пяти человек. А после штурма дворца Амина в Кабуле было решено увеличить штат. Подразделение комплектовалось исключительно сотрудниками КГБ, мне удалось пройти все стадии отбора и в 1980 году попасть в группу "А".
Первая командировка в Афганистан в 1981 году длилась полгода. Со стороны это может показаться несколько странным, однако мы рассматривали ее... как поощрение. Было много желающих поехать "за речку", но отобрали всего пятнадцать человек. Ведь на боевых стажировках в Афгане мы могли проверить навыки, полученные в результате подготовки.
Точка боли - Буденновск
- Раньше Буденновск назывался Святой Крест, а на месте захваченной больницы был монастырь. Этот город в 1995 году пережил страшнейшую беду. Да и мы, бывалые вояки, нечасто видели такую бесчеловечность. Террористы не должны были уйти оттуда безнаказанными. Для этого все уже было подготовлено, но мы не получили приказа… Почему - это уже вопрос к политикам. Нам не дали никаких объяснений или инструкций. Наверное, впервые "Альфа" оказалась в такой ситуации, когда, в лице своих командиров, практически не могла влиять на процесс принятия решений.
Басаев не шел на переговоры. Самому довелось поговорить с ним и понять - он был готов на все. За несколько дней до этого во время бомбежки в Чечне погибли почти все его близкие. В здании больницы находилось практически столько же террористов, сколько и штурмующих. Вооружены они были до зубов. Мы же, работая по окнам, не могли использовать тяжелое вооружение там, где были выставлены заложники. Просто... не имели права. Я считаю Буденновск одной из акций по разрушению России.
Точка радости - боевой опыт
- Такого богатого опыта по проведению спецопераций по обезвреживанию террористов и незаконных вооруженных формирований, как у сотрудников "Альфы" и "Вымпела", нет ни у кого в мире! С нами хотели пообщаться многие иностранные спецы, особенно после операции в Театральном центре на Дубровке. Все дают высокую оценку нашей работе.
При поступлении на службу в "Альфу" любой человек проходит специальный психологический тест, где среди прочего бракуют всех потенциальных убийц. Люди без моральных принципов нам не нужны! Нельзя сказать, что наши бойцы совсем не боятся смерти. Страх есть у всех, просто одни готовы умереть, а другие нет. Например, в Беслане мы были свидетелями того, как люди идут на верную смерть ради спасения жизни других. Не бояться помогает сильное нравственное начало. Когда спасаешь кого-то, не думаешь о себе.
Точка боли - "Норд-Ост"
- Скоро 26 сентября - большой праздник и одновременно день великой скорби. Именно в этот день четыре года назад состоялся штурм нашими бойцами Театрального центра на Дубровке. Кстати, в этот же день тогда, в 2003 году, ассоциации ветеранов "Альфы" исполнилось 10 лет. И боевое подразделение сделало нам такой подарок - без крови провело важное мероприятие.
Споры о "Норд-Осте" не утихают до сих пор. Мы все еще мало знаем про газ, который там использовали, про то, как приводить в чувство человека, находящегося под его действием. Приказ о газе исходил совсем сверху, и мы не могли ничего изменить. Помню, что вытаскивали людей и складывали их штабелями. Нужно было срочно всех вынести, потому что угроза взрыва была неминуема. Многие находились будто под наркозом, а МЧС и медицина чуть запоздали. Вот и получилось, что кому-то оказали помощь вовремя, а к кому-то подошли, когда было уже поздно.
Но, поймите, по-другому сделать было нельзя. К нам поступила оперативная информация, что у боевиков стояла задача на следующий день взорвать здание. У некоторых из них даже были на руках обратные билеты…
Точка радости - патриотизм юных
- Несмотря на то что в 2004 году мне исполнилось 50 лет, руководство просило остаться в действующей "Альфе". Но я предпочел стать вице-президентом фонда "Альфа-Центр" ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" и сделать упор на военно-патриотическое воспитание молодежи и поддержку ребят, вернувшихся из горячих точек. На сегодня у нас пять школ гражданского воспитания в разных регионах России. Есть несколько военно-патриотических и спортивных клубов, в частности в Челябинске объединение "Воин" имени Героя России Александра Перова.
Так случилось, что люди, которые не раз были перед лицом смерти, оказались самыми неравнодушными к молодежи. Они помогают государству решать важные нравственные, воспитательные, социальные задачи. Наши "Голубые береты" работают с детьми из неблагополучных или неполных семей. Ребята порой приходят не только позаниматься, но и хорошо покушать, одеться. Результаты занятий в этих объединениях потрясающие! Когда я вижу этих детей, то понимаю, что они - потенциальный резерв бойцов для "Альфы". После военно-патриотических клубов мальчишки осознанно идут служить в армию, защищать Родину и в большей массе вырастают порядочными людьми.
Точка боли - Беслан
- 3 сентября исполнилось три года со дня освобождения заложников школы № 1 в Беслане. Там "Альфа" и "Вымпел" потеряли 10 человек убитыми и 27 ранеными. Я тогда служил замначальника управления и касался больше дел штаба, на передовой не был. Но если в Театральном центре боевики пытались вести с нами какие-то переговоры, то из захваченной школы не поступало никакой информации. Сначала террористы категорически отказались от переговоров, потом отделили мужчин, которых было 26, от женщин, и заставили их оборудовать свои огневые позиции. Затем их расстреляли и выбросили во двор.
Единственная заявка была в том, что действия будут жесткими и никаких компромиссов не получится. Потом боевики вроде бы пошли на "уступки" - передали с отпущенным заложником записку, в которой указали неверный телефонный номер. По нему нельзя было никуда дозвониться! "В отместку" террористы расстреляли группу заложников: вот вам за то, что не звоните. Зато следующую записку передали с правильным номером - контакт появился.
Там не было штурма в классическом определении, проводилась операция по спасению людей, которых террористы после взрыва стали прицельно убивать. Бойцы "Альфы" и "Вымпела" своими телами закрывали женщин и детей.
Среди погибших там - молодой майор спецназа, представитель военной династии Александр Перов. Сегодня именем Саши названы улица в Нижнем Новгороде, школа в Москве и военно-патриотическое объединение "Воин" в Челябинске. Его родители общаются с теми девочками, которых он закрыл своим телом.
Справка
Сергей Андреевич Поляков родился 21 октября 1954 года в селе Целинном Алтайского края. В 1977 году окончил Московское высшее краснознаменное пограничное училище имени Моссовета. Служил в погранвойсках. В Группе "Альфа" - с 1980 года. Прошел должности от оперуполномоченного до заместителя начальника управления "А" Центра специального назначения ФСБ России. В 90-е был командиром хабаровского подразделения "Альфы". Награжден медалью "За боевые заслуги". После ухода в отставку по возрасту в 2004 году стал вице-президентом ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа", фонда "Альфа-Центр".
"Я сказал Басаеву: “Ты же воин, отпусти женщин и детей”. Он ответил: “Вы убивали наших детей, я хочу, чтобы теперь вы убивали своих”".
Кстати
Рядовой сотрудник спецподразделения "Альфа" получает порядка 30 тысяч рублей в месяц, зарплата в других подразделениях 10-12 тысяч. Если боец участвует в спецоперациях - оклад увеличивается в несколько раз.
Взгляд на Алтайский край
- Я бываю на Алтае редко и поэтому остро замечаю все изменения. Край развивается. Видны положительные сдвиги в промышленности. Набирает обороты туристическая сфера, поднимается экономика и уровень жизни людей. Налаживается система управления. Радует, что между властными структурами и православной церковью хорошие отношения.
P.S. На стенах спортзала бесланской школы до сих пор видны слова "Альфа! Вымпел! Молодцы, ребята! Спасибо".