Как строили светлое будущее крестьяне из алтайского села

март 25, 2014

Первая в Сибири сельская ГЭС, запущенная в 1912 году. Маслодельная артель, отправлявшая масло на экспорт. Кинотеатр, электролампочки в каждом доме и телефонная связь. Все это появилось в алтайском селе Старая Барда (ныне Красногорское) в начале XX века, потому что житель этого села Аггей Антонов сумел пробудить в односельчанах энергию творчества.

Жители села у артельной лавки.

Посмотреть фотогалерею на сайте.

"Умница, нереальный для того времени человек, инопланетянин" — так называет его публицист Евгений Скрипин, ставший первооткрывателем этой личности.

Заядлый читатель

Аггей Антонов приехал в Старую Барду в 1900 году. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему он, бывший владелец цирка, повидавший разные уголки Российской империи, выбрал именно это алтайское село — живописное, но очень уж захолустное. Старобардинцы в те годы отличались "буйствами, драками и грабежами", писали очевидцы, а чуть не полсела ходило в долгах у Матвея Буравлева, владельца единственного магазина.

Историки до сих пор не знают, где родился Антонов. По одним данным, в алтайском селе Крутиха, по другим же — в Тобольской губернии. Дата рождения известна: декабрь 1868 года. А вот многие другие детали вызывают вопросы. Пишут, что отец его был крестьянского происхождения, но в школу мальчик не ходил — имел домашнего учителя. Видимо, семья все же не была крестьянской, тем более что Антонов был не просто грамотным — знал немецкий и имел большую библиотеку.

Судьба его была извилистой. В 15 лет он сбежал из дома с бродячим цирком. Скитался по стране, стал владельцем собственного шапито. А оказавшись в Семипалатинске, встретил Машу. Марию Матвеевну. Судьбу. И после женитьбы перебрался в Старую Барду.

Читали Гоголя

Поначалу он открыл здесь лавку по заготовке кож (по другим данным, занялся мелкой торговлей). А одновременно завел библиотечный кружок, в основу которого была положена его личная библиотека. И еще неизвестно, что было для него важнее. Он сам читал односельчанам газеты, журналы, книги, особенно они любили "Тараса Бульбу" и очерки о сельском хозяйстве. "Мы целые ночи готовы были слушать Аггея Ефимовича", — приводит свидетельство очевидца историк Никита Пивоваров.

Идеи кооперации Антонов подхватил где-то в 1905 году. Все пособия по созданию артелей, которые доставал, он читал односельчанам, их тут же обсуждали, искали ответы на неясные вопросы.

В 1907 году первые 30 смельчаков создают в Старой Барде артель по производству сливочного масла. Антонов — ее доверенное лицо, а по сути — идеолог. Через год в артель входит уже 207 подворий. Причины бурного роста совершенно очевидны: артель платит своим членам по 40 копеек за пуд сданного молока, частные сборщики — по 25–30. Оставшись без сырья, разоряются три местных маслозавода, один из них покупают артельщики. Наводят порядок, вводят строжайшие санитарные нормы. И куда делись прежние старобардинцы с их склонностью к дракам?

Центр инноваций

Дело пошло так хорошо, что еще через два года старобардинцы открывают новую артель — потребительскую. Пайщики на общие деньги привозят нужные в деревне товары, и для благого дела Антонов отдает в артель свою лавку вместе с товарами — это его взнос. Оптовые закупки, минимальная наценка — все это позволяет потеснить местных купцов.

Дальше — больше. В 1910 году начинает работать еще и ссудо-сберегательная артель (товарищество) "Экономия". Пайщики хранят здесь свободные деньги, на них набегают проценты, за счет средств артели выдаются ссуды. У "Экономии" растут обороты, ее услугами пользуются также жители 30 окрестных сел, пишет историк Александр Старцев.

А в Старой Барде, которая за считанные годы стала инновационным центром Алтая, уже затевается новый проект. В 1911 году артельщики утверждают план строительства мельницы и ГЭС на реке Чапша. Старобардинцы роют канал, строят мельницу и плотину — ряд исследователей полагает, что проект делал сам Антонов. Но первую плотину смыло наводнением — вероятно, из-за отсутствия профессионального подхода. Самонадеянность обошлась дорого: в 10 тыс. рублей.

Да будет свет

Антонов настолько переживал свою первую крупную неудачу, что даже уехал в Бийск, тем более что его и других членов правления напрямую обвиняли в ошибках. Но старобардинцы от проекта не отказались. Они пригласили техника из Томска и после всех злоключений завершили проект: 22 декабря 1912 года торжественно открыли мельницу, а в начале 1913 года запустили ГЭС.

Это стало настоящей сенса­цией — кооперативной сельской электростанции не было нигде. К тому же свет был проведен почти во все избы — сельчанам он обходился в три рубля в год. Освещена была и сама деревня, что в самое сердце поражало путешественников, не ожидавших увидеть в этой провинции столь развитую цивилизацию.

А между тем старобардинцы продолжали строить светлое будущее. В 1913 году на праздновании 300-летия дома Романовых Аггей Антонов сделал неожиданое заявление: надо заниматься культурой, строить Народный дом — нечто вроде Дворца культуры.

"Охота на слонов"

Артельщики соглашаются. А пока дом строится, покупают кинопроектор и небольшую фильмотеку: "Охота на слонов", "Макс на лыжах", "Разные способы доения коров"... Жители села так полюбили кино, что в 1916 году на артельные деньги купили кинокамеру. И кто знает, быть может, если б не революция, настоящий Голливуд открылся бы в Старой Барде?

Народный дом, одноэтажное деревянное здание с кинозалом, библиотекой, театральной сценой и полной цветов гостиной, сдают в тяжелое время — в 1914 году. Страна вступила в войну, но жизнь продолжается: здесь идут спектакли и фильмы, выступают с лекциями приглашенные агрономы.

А в 1915 году в селе появились первые телефоны, причем через пару лет емкость сети составляла уже 400 номеров. Телефонная связь в селе стоила 15 рублей в год.

Артельщиков никто не заставлял заниматься наукой — разве что жизнь. В 1914 году они разбивают опытное поле, где проводят исследования по растениеводству. В том же году открывают и экспериментальный скотный двор, для которого выписывают из Латвии двух специалистов.

Превращение денег

Далеко не все коллеги-артельщики из других уездов относились к старобардинцам хорошо. Одни намекали, будто бы положительные отзывы в прессе пишут сами артельщики, а Антонов расплачивается с ними водкой. Другие — что тот, дескать, слишком властолюбив (хотя он был скромным человеком, глубоко верующим). Самих старобардинцев даже назвали "уродами кооперации", пишет Никита Пивоваров. В 1916 году Союз маслодельных артелей провел ревизию в Старой Барде, после которого члены союза добились увольнения Антонова.

Видимо, он крепко огорчился, что земляки не сумели его отстоять. Вновь уехал в Бийск, а артель без него — как руки без головы. К тому же треть мужчин села к тому времени уже забрали на войну. Работать некому, цены растут, прибыли падают. Артель закрывает свой чудесный опытный скотный двор, артельную лавку.

В 1917 году, когда все в стране летит кувырком, Антонов возвращается и вместе с единомышленниками создает потребительский кооператив "Горожане". Чуть позже кооперативы нескольких волостей объединяются в Бие-Катунский союз, Антонов — в числе руководителей. В России уже военный коммунизм, льется кровь. А союз строит заводы, фабрики, мастерские, проводит телеграфную линию и намерен выйти на рынки Монголии… Правление призывает всех объединиться в тяжелый для Родины час. Его лозунг: "Превращайте деньги в промышленность!".

Обвинили в антисоветчине

Но на этот раз построить зону благоденствия на отдельно взятой территории не получается. Денежное и товарное обращение в стране расстроено, Бие-Катунский союз близок к краху. Его закрывает уже советская власть в 1920 году. Все построенные артельщиками объекты промышленности национализируют, Народный дом передают властям.

В том же 1920 году на Аггея Антонова поступил донос — якобы он сочувствует колчаковцам. Антонова арестовали, на его защиту вышли старобардинцы, но нашлись и другие односельчане, подтвердившие его антисоветский настрой. Его признали виновным, но, на счастье, в ноябре амнистировали и освободили.

Его вновь арестовали в 1924 году — якобы за растрату артельных денег (а он все пытался работать в кооперативах, хотя независимые артели доживали последние годы), но выпустили из-за отсутствия улик. А в 1928 году, когда он уже отошел от дел, его вновь обвинили в антисоветчине, сослали в лагерь, откуда через год-полтора выпустили из-за крайне плохого здоровья. С тех пор он жил у дочери в Маслянинском районе Новосибирской области, работал счетоводом в колхозе и умер в 1948 году. Ему было 80 лет.

ГЭС на Чапше вскоре перестала работать, со временем разрушилась и плотина. Электричество здесь вновь появилось много лет спустя.

Как открыли Антонова

Журналист и публицист Евгений Скрипин был первым, кто познакомил нас с Аггеем Антоновым. Свои исследования он начал еще в 1980-х годах, и сегодня многие историки опираются на его работу. Как это было?

— Старая Барда — это село Красногорское, где я вырос и слышал об Аггее Ефимовиче. Для официальных лиц его не существовало, но старожилы о нем помнили. И когда меня позвали работать в "Молодежь Алтая", решил о нем написать — было это где-то в 1982–1984 годах.

Собрал материал. Но у меня были сомнения, можно ли его публиковать — ведь Антонов отсидел в лагере. Я попросился на встречу к Анатолию Тихоновичу Катунину — он был тогда руководителем краевых профсоюзов, а в свое время работал первым секретарем Красногорского райкома. Я зашел к нему, попросил узнать в компетентных органах, что это за человек. Через некоторое время он позвонил и сказал: "Нет, ставить о нем материал в газету нельзя". Хотя статья уже была набрана.

А когда началась перестройка, мы подготовили запрос от газеты в местное КГБ, есть ли там о нем какие-либо сведения. Оказалось, сведения имеются и можно прийти и посмотреть их. Я изучил два дела, по которым его осудили. Его арестовывали по доносам, и все это было туфтой. Потом я нашел дореволюционную газету "Жизнь Алтая", где тоже писали о Старой Барде. И в результате в "Молодежке" вышла большая статья в двух номерах. А уже в 1992 году мне заказал более подробную статью омский журнал "Земля сибирская, дальневосточная". Я переписывался с дочерью Антонова — она в ту пору жила в Москве, перепахал множество документов, повстречался с большим числом людей, и статья вышла.

Цифра

82% подворий Старой Барды входили в те или иные артели в 1916 году. В селе было пять артелей, членами их были в основном крестьяне, а также мещане, купцы, представители духовного сословия, здесь проживали около 2,5 тыс. человек.