Фотофакты. На Алтае жители села Селиверстова вышли на протестную акцию, депутаты экстренно собрались на сессию

март 25, 2014

В минувшую пятницу жители села Селиверство Волчихинского района провели массовую акцию — пикет. На семь активистов пять зрителей-односельчан да еще столько же полицейских. "Товарищи селиверстовцы, не вздумайте заниматься терроризмом", - дает наказ землякам соорганизатор пикета Зоя Данилова. В повестке дня у пикетирующих, впрочем, другие вопросы: о земле и зарплатах сельских чиновников.

Вот такая она, массовая акция в Волчихинском районе.
Надежда Скалон

Посмотреть фотогалерею на сайте.

11 утра. Селиверстовцы разворачивают плакаты. На одной стороне обоев цветы, на другой - "Слуги народа — вы где? Ау!", "Земля народу!", "Долой Кузьмину!" и "Выборы по Конституции". Рядышком машина справедливороссов из Барнаула: два партийных флага и два представителя, в том числе секретарь бюро реготделения Владислав Вакаев. Вакаев при галстуке — надо ж выглядеть посолиднее.

Ни главы администрации села, ни председателя депутатского совета. То появится, то уйдет депутат Волчихинского районного совета Андрей Дорохин. За углом, обсуждают сельчане, сам глава районной администрации Евгений Агафонов. Майор, сотрудник полиции, тем временем инструктирует: организация и проведение массовых  мероприятий строго регламентируется законом Алтайского края №... Мероприятие массовое: на семь пикетирующих пять полицейских. А организаторы пикета подбадривают односельчан.

Ольга Кривенко,
депутат Селиверстовского совета:

Вы не бойтесь, что мы что-то опять нарушаем. Вот в тот раз вас всех прессовали. А сейчас все законно.

Тот раз — это она про пикет недельной давности. Тогда организовали его с нарушениями — их, как поясняет местный участковый, было два: не указали время окончания и провели пикет в здании сельской администрации. А в здании ну никак нельзя.

Ольга Кривенко,
депутат Селиверстовского совета:

Мне сказали выйти. Стала выходить, полицейские не выпускают. Я вырвалась и бегом, они вдвоем за мной с дубинкой, пистолет на боку. Мне 60 лет, а за мной два молодых парня несутся. Правоохранительных органов было человек 10, из прокуратуры был, из администрации. Из МЧС. А нас трое...

Но сегодня все мирно. Эти жители борются за передачу земли из района в село. Когда-то, еще в 1992 году, колхозную землю поделили, и 1424 гектара должны была отойти в распоряжение сельской администрации. Должны были. Но право на землю так и не оформили. И земля отошла району. Район сдает ее в аренду, а земля-то местная, говорят они.

Ольга Кривенко,
депутат совета депутатов села Селиверстово:

Я сделала запрос в Росреестр. И мне дали ответ, что да, в 1992 году было внесено изменение в земельно-учетную документацию, и земля эта числится за поселением. Мы обращались уже 15 раз и в прокуратуру, и в край, и в Москву. А нас гоняют по кругу несколько лет, не хотят разобраться в сути. Мы хотим, чтобы эту землю зарегистрировали на администрацию села. У нас для этого все документы есть. Но нет желания главы.

Вернуть землю селу — за это они и борются. То, что активистов на пикете раз-два и обчелся (притом, что жителей в селе более 700) — так это потому, что в прошлый раз пикет разогнали, а на кое-кого и давят.

Зоя Данилова,
соорганизатор:

Результат того, что на нас так давят — что у нас мужики попрятались, боятся подходить.

В пикете, в самом деле, одни женщины, пара мужчин стоит поблизости, еще парочка курит поодаль. Может, у них с паями все нормально? Участницы же пикета — из тех, кто в далекие 1990-е годы остался без паев, и таких здесь немало — все бывшие и нынешние бюджетники. Если, говорят они, землю вернут в Селиверстово, тогда они могли бы взять ее у сельсовета в аренду на ведение подсобного хозяйства. Спрашиваю: а что вы потом-то хотите с ней делать? Да, собственно, ничего: сегодня всю землю арендует фермер Балаков, вот пусть и арендует. Только арендная плата пойдет не в район, а им.

Несправедливо ж вышло: кому-то в 1992 году выдали паи, кто-то получает от сдачи их в аренду пшеницу и зерноотходы. А остальным ничего. Эти люди утверждают, что глава депутатского совета Галина Кузьмина их не поддерживает. Так что доверия народа не оправдала. В отставку ее!

Но в повестке дня и другие вопросы. Почему по штатному расписанию зарплата у главы администрации 13 тыс. рублей, а по бухгалтерии 22?

Зоя Данилова,
соорганизатор:

В 2014 году нас решили обрадовать. На борьбу  с терроризмом выделили в нашем бюджет аж 300 рублей. Товарищи селиверстовцы! Не вздумайте заниматься терроризмом!.. Мы приходим к Кулабухову (глава сельской администрации. - Прим. altapress.ru). Он говорит: я клянусь, у меня зарплата 13 тысяч. Дык вот у тебя 261 тысяча на год, дели на 12 месяцев. Тык-тык-тык (она будто клавиши калькулятора нажимает. - Прим. altapress.ru) — получается 22. Вот, говорю, спасибо нам, мы тебе открыли глаза. У тебя девять тысяч сперли.

Ольга Кривенко раскрывает передо мной папочку: вот две скромные странички бюджета села на 2014 год. На нужды села — слезы. Наибольшая часть расходов — зарплата (от главы администрации до технички в библиотеке), отопление, чистка дорог да еще чуток освещение. А это что за статьи затрат? Содержание малоимущих 0,1 тыс. рублей на весь год — 100 рублей то есть.  Организация сбора и вывоза бытовых отходов - 100 рублей. Охрана и сохранение объектов культурного наследия еще 100. Мероприятия по предотвращению терроризма 300 рублей, по градостроению еще 200. Итого всех расходов: 2,067 млн.

Мне удается выловить депутата районного совета. Он с требованиями пикетирующих не согласен категорически.

Андрей Дорохин,
депутат Волчихинского райсовета:

Долой Кузьмину? Гос-споди, твоя воля. Да что ж вы делаете? Бюджет дефицитный! А вопросы по земле сняты. До 2049 года никаких сделок с землей не будет. По зарплатам. У нас сотрудники, те же бюджетники — у меня жена библиотекарем работает —  берут отпуск на месяц без содержания. Регулярно. Вы понимаете? Последнюю зарплату они получили 40% за январь.  В бюджете есть статья: содержание главы администрации села. Заложена сумма. С этой суммы уходит 13% подоходного налога как минимум, и остаток суммы поделите на 12 месяцев — получается как раз 13 с копейками.

Андрей Дорохин с 1996 по 2001 годы и сам был главой Селиверстовской администрации. Говорит - из соцсферы никто паи не получил по решению колхозного собрания. Учителя, медики, почта  — не дали никому. Надо было сельсовету подать списки, но не подали. И вот все 1424 га передали в ведение администрации района, поезд ушел, селу ее не вернут, считает депутат.

Пока мы дискутируем, мимо нас пролетает серебристая "Волга" главы райадминистрации Евгения Агафонова. "Убег Агафонов? - иронизирует одна из участниц. - Убег".

Владислав Вакаев,
реготделение "Справедливой России":

Мне очень неприятно, что глава района, посмотрев со стороны, к своим же жителям не вышел. Глава сельсовета также проигнорировала мероприятие. И глава администрации. Такая власть долго не живет. Мы всеми политическим силами постараемся поддержать ваши требования. В 1917 году один из ключевых лозунгов был "Землю крестьянам". Сегодня тот же лозунг: земля людям. Надо биться.

Суета потихоньку сходит на нет. Мы уже и поговорили о сельском доме культуры - "у нас тут и битва хоров, и бабушки поют, и молодежь". Напоследок спрашиваю — вам глава администрации растолковывает, на что идет бюджет, почему такие цифры, а не другие? Ответ, впрочем, напрашивается: разъяснений толком не дали — иначе зачем вопрос о зарплатах поднимали? Все свои требования пикет передал в администрацию села, на выполнение требований дали  месяц. Эсеры обещают следить за ситуацией.

Зоя Данилова,
соорганизатор:

Выкладывайте все в Интернет, пожалуйста.

Связаться с главой администрации села нам пока не удалось. А тем временем, как сказала Зоя Данилова, 25 марта депутаты Селиверстовского совета собрались на внеочередную сессию. Может, все же придут к согласию?