Строить бренд, а не гостиницы. Как на Алтае развивать туризм, чтобы к нам ехали путешественники со всего мира?

сентябрь 20, 2007

Туристический сезон-2007 выявил несколько неприятных моментов - к нам меньше приезжало иностранцев, упал спрос на сложные маршруты и появилось больше "диких" туристов. Татьяна Сажаева, президент Алтайской региональной ассоциации туризма, считает, что нужно обратить внимание на практику других регионов, которые, даже не имея особых достопримечательностей и событий, научились их создавать из ничего, чтобы привлечь путешественников.

Опыт этот Татьяна Сажаева изучала на конференции, организованной немецкой консалтинговой компанией "Ост-евро", и сегодня она "примеряет" его к Алтаю.

Огурец против "Белого шамана"

- Маленький никогда не входил в число городов "Золотого кольца"*. Крупные туроператоры сказали местному бизнесу: туристы будут к вам приезжать, если вы научитесь их удивлять. И горожане с нуля создали музей мыши и музей валенка. Так появился бренд города Мышкина! В музее мыши экспонаты можно трогать, в музее валенка - надевать, и при этом оба музея еще и друг друга рекламируют! Конкуренты в общей цепочке, они сначала занялись раскруткой бренда, организовали поток туристов, а потом его начали делить.

Я говорю: ну хорошо, приехали туристы в Мышкин, а где им остановиться? А они отвечают: только сейчас, когда налажен постоянный поток туристов, мы начинаем задумываться о строительстве гостиниц.

Рассказывали про , где каждый год проходит праздник огурца. Суздаль, хоть и старинный купеческий город, но все равно долгое время не мог похвастаться большим количеством туристов. Однако они придумали мероприятие, создали бренд - суздальский огурец. И сегодня к ним съезжается все Подмосковье, чтобы во время праздника попробовать малосольные огурчики!..

- А немцы мне говорили: почему вы начинаете со строительства? Не надо гигантских вложений, сначала создайте бренд, найдите то, к чему поедут туристы, и только потом возводите отели уровня четыре-пять звезд. Да, Алтай знают, но не так, как хотелось бы… У нас и события есть, тот же фестиваль "Белый шаман", который на самом деле гораздо круче суздальского огурца. Однако про последний знает вся страна, а про нас - только Сибирь, и та по слухам.

Один из экспертов, разрабатывающий тему туризма в стратегии развития Алтайского края, сказал, что у нас есть пять лет, чтобы вывести бренд "Алтай" на мировой или хотя бы федеральный уровень. Сибирские туристы к тому времени будут пресыщены отдыхом на наших базах, и если не будет турпотока из других регионов, конкуренты начнут "съедать" друг друга. Уже сейчас игрокам на рынке нужно объединяться и считать конкурентами не друг друга, а другие страны и курорты.

"Сцепка" власти и бизнеса

- создан туристско-информационный центр, где туристы могут получить конкретные путеводители и информацию о городе. Учредители центра - муниципалитет, который выделил помещение в центре города, и турбизнес. Бюджет - три миллиона рублей в год (примерно такие же деньги расходуют власти Алтайского края на продвижение региона). Из этих трех миллионов только 25% вносит администрация (в первые годы ее доля была больше), все остальное - бизнес. Для того чтобы решить, как эти деньги тратить, создана экспертная группа. Например, они вместе издают красивый каталог небольшим тиражом для презентационных целей и одновременно миллионами экземпляров печатают небольшие буклеты с информацией о регионе, которая нужна каждому туристу.

В Великом Новгороде отлично работает "сцепка" администрация - туроператоры - конечные производители (гостиницы, владельцы сувенирных лавок, общепит). Все заинтересованы в продвижении региона и собственного турпродукта и сообща финансируют эти цели.

такой информационного центра нет. И он бы нам не помешал - центр можно открыть, к примеру, в аэропорту или на привокзальной площади Барнаула, на въезде в Республику Алтай. Именно там можно было бы выдавать неорганизованным туристам нормальные карты, путеводители, информацию о факторах риска, координаты поисково-спасательных служб, регистрировать любителей экстрима. Причем все материалы с учетом возросшего интереса к Алтаю должны издаваться значительными(!) тиражами.

С другой стороны, у нас до сих пор нет связки между краевой администрацией и туроператорами. Связка же между производителями услуг и туроператорами хоть и имеется, но никак не соотносится с администрацией. Как будто существуют параллельные плоскости, которые ни при каких условиях не пересекаются. В результате каждый варится в собственном соку, делает что-то свое. Скажем, администрация края принимает участие в крупнейших выставках, презентует инвестиционные проекты, хотя посетители выставки зачастую спрашивают не о потенциале, а о конкретных турах, которые можно купить уже сейчас.

"Зеленые дома" и экскурсия на сеновал

создаются центры по поддержке малого предпринимательства, они оказывают консультационную помощь тем, кто желает принимать у себя дома туристов ("зеленые дома" - небольшие частные пансионаты, за рубежом их называют хозяйствами В&В, то есть "ночлег и завтрак". - Прим. авт.). Дело доходит до того, что чиновники муниципалитетов сами находят тех, кто хотел бы этим заниматься! Центр обеспечивает будущих предпринимателей информацией, пакетом документов, если нужно – помогает получить кредит. В Ярославской области, например, даже создан залоговый фонд, позволяющий взять кредит без залога.

Мне рассказали об одной учительнице из Подмосковья, которая учебный год работает в школе, а летом три месяца принимает у себя дома иностранных туристов. За неделю она зарабатывает больше, чем за год в школе. Более того, праздники, событийные мероприятия во многом проходят при непосредственном массовом участии жителей поселений.

А туры какие в эти "зеленые дома" предлагают! Например, "Медовый месяц на сеновале" - турист получает комнату с удобствами, а в придачу - сеновал и сельские экскурсии - корову подоить, травы накосить. Сейчас ведь большой интерес к экологическому туризму.

"зеленый" туризм мог бы быть интересен Чарышскому, Солонешенскому районам, Горной Колывани. Ко всем этим районам есть интерес со стороны отдыхающих, но вопрос о строительстве гостиниц там пока не стоит. Да и не нужно их там строить - "зеленых домов" пока может оказаться вполне достаточно.

- Сегодня никто не занимается имиджем Алтая, поэтому сообщения о туристах, пострадавших в наших горах, очень сильно вредят региону. Любая крупная компания при появлении плохой новости сразу выдает череду позитивных сообщений о своей деятельности. На уровне же региона мы никак не работаем с плохими новостями и не умеем создавать хороших.

Почему в Горном Алтае высокие цены?

Татьяна Сажаева комментирует наболевший вопрос и представляет свой вариант развития ситуации:

- Двухнедельная путевка в Турцию на семью с вылетом из Барнаула в этом году стоила столько же, сколько отдых в Горном Алтае для той же семьи, но уже на неделю. При этом сервис не тот, моря нет… Кстати, именно на "Бирюзовой Катуни" была самая высокая цена на размещение во всем Горном Алтае плюс очень жесткие условия по графикам заездов - обязательна покупка тура не менее чем на четыре дня. И все равно люди едут!

Сегодня идет "сбор пенки", мы работаем на хорошей цене, и она рождена спросом, и только им. Но ведь не исключено, что завтра появится новый конкурентный продукт или в связи с погодой поток туристов снизится, чартеров в Турцию станет еще больше… Конечно, в такой ситуации можно будет быстро среагировать и снизить цены. Но имидж-то свой не поправишь! Если вдруг на какой-то волне снижение цен произойдет, Алтай еще долго будут считать дорогим местом отдыха, и при нашем вялом продвижении это опять же приведет к убыткам.

Каким был летний сезон/07

Справка "СК"

Татьяна Сажаева - президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), директор по развитию барнаульского туристического агентства "Охота", директор туркомплекса "Царская охота" в Горном Алтае. Имеет опыт работы в рекламном бизнесе.

АРАТ создана в Барнауле в 1995 году. Сегодня в ее составе 25 членов, среди которых - туристские компании Алтайского края, страховое агентство, кафедры университетов, турбазы и санаторий. Основные задачи ассоциации - лоббирование корпоративных интересов и всестороннее содействие развитию туризма на Алтае.

* "Золотое Кольцо" России - один из самых популярных туристских маршрутов, который объединяет древние города центральной России: Москву, Владимир, Суздаль, Кострому Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад и др.