октябрь 4, 2007
Краевые производители и переработчики зерна схватились на прошлой неделе в непримиримой схватке, пытаясь установить цену на алтайское зерно. Чиновники спокойно наблюдали за эмоциями конфликтующих сторон и не предложили ни одного приемлемого варианта урегулирования отношений. Когда напряжение спало, некоторые мукомолы и аграрии пришли к выводу, что они стали участниками политической игры алтайских властей.
26 сентября в Главном управлении сельского хозяйства края прошло совещание по вопросам ценообразования на рынке зерна и продуктов его переработки. Причину собрания обозначил аграрный вице-губернатор Борис Неудахин: это резкое снижение закупочных цен на зерно алтайскими мукомольными предприятиями. Если ранее в Сибирском федеральном округе край был законодателем цен на пшеницу и устанавливал самые высокие расценки, то в середине сентября ситуация в корне поменялась. Теперь на Алтае стоимость тонны зерна на 200-500 рублей ниже, чем в соседних регионах, и колеблется в пределах 4,5 тыс. рублей за тонну пшеницы третьего класса с клейковиной выше 25%.
Краевые чиновники, собрав стоящих по разные стороны баррикад производителей и переработчиков зерна, предоставили им только площадку для дискуссии и не дали ни одного варианта урегулирования отношений. Единственное предложение, которое последовало со стороны администрации, - это создание на следующий год в регионе зерновой биржи. Она, по словам чиновников, должна стать средством от всех краевых «болезней» отрасли. Но только ни та, ни другая сторона не слушала информацию докладчика - замдиректора госпредприятия «Алтайагропрод» Алексея Нагорнова - о том, как будет функционировать биржа. Присутствующие, разбившись на группы, громко кричали, обсуждая сельскохозяйственные проблемы.
Зерно дешевеет во всем СФО
Затем г-н Неудахин произнес зажигательную речь о наблюдаемом корпоративном сговоре алтайских мукомолов, которые после съезда Сибирского зернового союза в один день 10 сентября понизили ценовую планку на продукцию селян. Это заявление буквально разъярило обе стороны. И каждая из них начала высказывать накопившиеся претензии друг к другу.
«Вместо того чтобы поднять насущные проблемы сельхозтоваропроизводителей и зернопереработчиков нас опять сталкивают лбами. Сегодня алтайскому аграрию трактор обходится минимум в $ 320 тыс., в то время как американскому - в $ 147 тыс. Это все отражается на себестоимости продукции», - обозначил свою позицию председатель совета директоров агропромышленной группы «Алтайские закрома» Александр Терновой. По его мнению, переработчики готовы купить зерно в объеме 10 тыс. тонн по цене 5 тыс. рублей за тонну. Но для этого необходим оборотный кредит в размере 10 млн. рублей. Александр Терновой предложил аграриям закрепиться за отдельным переработчиком и затем выстраивать взаимовыгодное сотрудничество. Сельхозпроизводители такой вариант отвергли. «Мы вам не крепостные!» - четко прозвучало из зала.
Александр Бедарев, генеральный директор компании «Мельник», с трибуны говорил о нулевой рентабельности переработки, за что навлек на себя гнев производителей зерна. «Цена на муку упала. Естественно, просела и цена на зерно. Мы с вами в одной лодке», - объяснял аграриям руководитель рубцовского предприятия.
Разрешите нам торговать
«Сегодня аграрии считают, что себестоимость тонны зерна равна 2,5 тыс. рублей. Но в эту сумму закладывается мизерная заработная плата рабочим и практически не включаются амортизационные затраты. Килограмм муки сегодня стоит девять рублей, а килограмм зерна - четыре рубля. Хотя мы прекрасно знаем, что выход муки у наших переработчиков не ниже 80% от объема сырья», - высказал мнение многих производителей председатель хозяйства «Тамбовский» в Романовском районе Сергей Алымов.
И работать с перекупщиками производителям выгоднее, чем с переработчиками. Они закупают пшеницу, по словам аграриев, на 500-800 рублей (за каждую тонну. – Прим. «ВД») дороже, чем алтайские мукомолы. При этом транспортная составляющая не тяготит продавца продукции: перекупщик сам приезжает и забирает зерно. В случае сотрудничества с переработчиками, аграриям приходится самим везти пшеницу на хлебоприемный пункт. Присутствовавшие руководители хозяйств выкрикивали из зала, чтобы им разрешили самим торговать зерном за пределами региона. Работа с биржей в лице «Алтайагропрода» их не вполне устраивает.
В ходе дискуссии аграрии пришли к выводу, что необходимо создать альтернативную союзу зернопереработчиков ассоциацию производителей. «Волк с зайцем сегодня не может кооперироваться, поэтому переработчики объединяются с переработчиками, а сельхозпроизводители - с сельхозпроизводителями», - констатировал Сергей Алымов. Это поможет держать цены на зерно.
Мнение «ВД»
Краевые чиновники еще весной продекларировали 2007-й год урожайным. Они уверили сельхозпроизводителей, что продукция на рынке будет дорогой. В свете чего аграриям в обязательном порядке предложили приобрести по краевой и федеральной лизинговым схемам сельхозтехнику. На сегодняшний день многим сельхозпредприятиям необходимо вести расчет по кредитам с банками. А цена на продукцию падает.
Накануне выборы, и чиновникам необходимо ситуацию держать под контролем. Именно поэтому власть сняла с себя ответственность за происходящее и стравила аграриев с мукомолами. Как сказали после совещания некоторые переработчики и производители зерна, «мы стали участниками политической игры».