октябрь 10, 2007
В Барнауле может подняться цена за проезд в автобусах и маршрутках. Власти, скорее всего, будут вынуждены принять такие меры к новому году в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ.Несмотря на то что конкретная цифра, до которой планируется поднять цену за проезд, пока не называется, "СК" решил выяснить, что думают и делают на данном этапе в городской Думе Барнаула, автоперевозчики и сами пассажиры.
Какие изменения нас ждут?
В частности, изменится сумма ЕНВД (единый налог на вмененный доход), потому что до 1 января 2008 года использовалась базовая доходность с одного транспортного средства шесть тысяч рублей, а с учетом понижающего коэффициента автоперевозчики Барнаула платили 900 рублей в месяц. А с 1 января будущего года им придется заплатить уже 1,5 тысячи рублей с одного посадочного места (см. таблицу 1).
Получается, что с 1 января налог будет зависеть от вместимости транспортного средства. На первый взгляд кажется, что газелистам повезет больше, чем владельцам больших автобусов. Но если учитывать, что большие автобусы несут социальную нагрузку, законодатели полагают, что им должны быть установлены понижающие коэффициенты, делающие налог не таким обременительным.
Что делают депутаты?
Как сообщили в комитете по бюджету, налоговой и кредитной политике барнаульской Думы, на прошлой неделе, 5 октября, под председательством депутата Андрея Солодилова провели заседание, на котором обсудили понижающие коэффициенты по ЕНВД, применимые к автовладельцам. Говорили о том, как использовать сложившуюся ситуацию для улучшения условий перевозки пассажиров и самих автобусников, рассматривали варианты комплексной оценки деятельности автопредприятий. Проблема еще и в том, что, если принять максимально возможный понижающий коэффициент (1), он станет непосильным для многих автопредпринимателей, а если сделать минимальным (0,1), то может пострадать доходная часть городского бюджета. Возможно, окончательно что-то решится после 10 октября.
Проезд давно пора повышать
Автопредприниматель Сергей Гриднев (в его парке 66 автобусов большой вместимости и 30 "Газелей") считает, что цену на проезд давно пора повышать, и так уже два года она не менялась. Но для таких действий необходимо решение властей. По мнению Сергея Федоровича, проезд в автобусе должен быть не менее 10 рублей, что давно и сделано в других городах (см. таблицу 3). Только тогда транспортники смогут как-то компенсировать свои затраты, потому что сейчас работают себе в убыток. А деньги им необходимы для надлежащего содержания техники и автобазы, обновления подвижного состава и поддержки рабочего коллектива, в котором в последнее время увеличилась текучесть кадров. Поэтому г-н Гриднев считает повышение цен на билеты просто необходимым и достаточно обоснованным. Расчеты с обоснованиями в краевую и городскую администрации уже поданы.
По словам председателя Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерия Леонова, мер по повышению стоимости проезда добивались уже давно. Пусть даже стимулом к этому станет повышение коэффициента ЕНВД.
На пенсию и стипендию много не наездишь
Любое повышение цен, в том числе и на проезд, воспринимается населением негативно. Учитывая среднемесячную зарплату в наиболее популярных сферах занятости, тратить на проезд придется около 10 процентов дохода (см. таблицу 2). Особенно не согласны с возможными повышениями студенты и пенсионеры - ведь ни стипендии, ни пенсии не хватит, чтобы ездить целый месяц. В Лиге студентов Алтайского государственного университета уверены, что в случае повышения цены за проезд, сложа руки сидеть не станут, а будут активно отстаивать свою позицию.
Кстати, согласно проведенным расчетам, себестоимость поездки в "Газели" равняется 11 рублям, в то время как барнаульцы платят 10, а проезд в автобусе большой вместимости обходится в девять рублей при стоимости билета для пассажира в 7,5 руб.
Спать спокойно могут только те, кто ездит преимущественно на трамваях и троллейбусах. Там цена за проезд останется прежней. Изменения в Налоговом кодексе электротранспорта пока не коснутся.
Таблица 1
Вместимость автотранспорта,
выполняющего пассажирские перевозки /ЕНВД сегодня/ ЕНВД с 01.01.2008 г.
в Барнауле (чел.):
"Газель" 15
Китайский микроавтобус 19
Автобусы:
ЛиАЗ 23
ПАЗ 27 900 руб. От 1000 до
Volvo/Man 34 для всех 3375 рублей
(в зависимости
Mersedes/Setra 38 от понижающего
Mersedes/Setra 40 коэффициента
(другая комплектация) и вместимости)
Таблица 2
Средняя заработная плата в Барнауле (по данным "Сборника социально-экономических показателей по Барнаулу" по итогам за семь месяцев 2007 года)
Сфера деятельности Руб./мес.
Торговля 8093
Образование 7352
Здравоохранение 8129
Строительство 12156
Коммунальное хозяйство 7443
Транспорт и связь 12299
Средний размер пенсии 3200
Минимальная стипендия 1035
Примечание: если представить, что какой-либо пассажир ездит на коммерческом транспорте (без льгот) два раза в сутки 21 день в месяц, то на проезд с учетом повышения стоимости он будет тратить около 650 рублей.
Таблица 3
Стоимость проезда в маршрутках и автобусах в сибирских городах, руб./чел.
Автобус Маршрутка
Новосибирск 12 15
Тюмень 10 12
Салехард 10 13
Горно-Алтайск 8 8
Барнаул 7,5 10
Какой общественный транспорт выбирают барнаульцы?
(По данным барнаульских автопредпринимателей)
52% большие автобусы
40% - электротранспорт (трамваи и троллейбусы)
8% "Газели" и китайские микроавтобусы
P.S. Конечно, до Москвы, где проезд в маршрутке обходится от 20 до 30 рублей, а в автобусе от 15 до 25 рублей, нам еще далеко. Лучше бы жить, как в Кирове (по средней зарплате и количеству проживающих он почти такой же, как Барнаул). Там проезд стоит восемь рублей и в автобусах, и в маршрутках, а инвалиды, ветераны войны и труда, студенты и школьники ездят в транспорте за пять рублей. Учащиеся младших классов и вовсе бесплатно.