апрель 11, 2014
"Чума на фоне холеры", "Ситуация чрезвычайная". Такими заголовками "ободряли" читателей алтайские газеты 20-летней давности. Март 1994-го. Простаивают 96 предприятий края. На тракторном заводе в Рубцовске массовые увольнения — к концу года сокращение здесь достигнет 4 тыс. человек. Это не кризис. Это обвал.
Борис Ларин, уполномоченный по правам человека в Алтайском крае, начинал политическую карьеру в Совете народных депутатов.
Олег Богданов
В тот момент нам было не до выборов. 20 лет назад в девяти округах из пятидесяти выборы первого в истории края регионального парламента — Законодательного собрания — даже не состоялись. А там, где состоялись, Алтай проголосовал за старое доброе время — красных директоров, агрогенералов и глав администраций, писали тогда газеты.
Каким он был, наш первый парламент?
Для Бориса Ларина, ныне — уполномоченного по правам человека в крае, Законодательное собрание началось еще в сентябре 1993 года, после президентского Указа "О поэтапной конституционной реформе". В то время он был депутатом избранного в СССР Совета народных депутатов. "Я помню это время: вечер, кабинет, лампа горит, и мы что-то пишем, что-то обсуждаем. И так было в сентябре, октябре, ноябре, декабре — до выборов марта 1994 года", — говорит он.
"Все нормативные документы о создании КЗС, порядке избрания, назначении выборов принимали мы", — помнит депутат того Совета Константин Емешин. В экономике тех лет полная сумятица. И в это тревожное время последние советские депутаты "проектируют" первый краевой парламент.
Депутаты не сразу приходят к общему мнению. Как назвать парламент? "Назарчук и Ларин говорили: “Какое “Законодательное собрание”? Советы были и будут”", — вспоминает еще один депутат того времени Алексей Сарычев. Но большинством голосов проходит все же "Законодательное собрание". Сколько должно быть депутатов? "Мы предлагали 100, аппарат администрации — 50", — продолжает Емешин. Наконец договорились о 50. Соответственно, нарезают 50 избирательных округов.
Последнее заседание Совета проходит 14 октября 1993 года. Но малый совет (в него входили наиболее влиятельные и активные депутаты) действует до марта, хотя во многих регионах Советы уже полностью распущены. "Таким образом в крае удалось избежать вакуума власти", — полагает Иван Лоор, нынешний председатель КЗС.
В том Совете страсти кипели до последнего. А в народе тем временем нарастала апатия. Первый парламент и формируется-то не сразу: 13 марта выборы прошли только в 41 из 50 округов. Особенно удивил Рубцовск: в нем три округа, и ни в одном из них голосовать не пришло хотя бы 25% (порог явки для признания выборов состоявшимися). В итоге довыборы переносятся на лето.
Между тем в числе первых депутатов — известные сегодня персоны: экс-председатель Совета народных депутатов Александр Суриков, тот же Борис Ларин, Николай Чертов (тогда руководитель "Алтайагропромстроя", а затем первый вице-губернатор). В целом же в Заксобрание избрали 14 глав администраций и двух замглавы, 16 директоров заводов и председателей колхозов и т. п. "Выбрали коммуно-аграрное большинство", — констатировали журналисты.
А тем временем готовится первая сессия. Ходит слух, якобы накануне коммунисты и аграрии до поздней ночи делили должности. Председателем решили "выбрать" Сурикова, но при условии, что замом будет Виталий Сафронов, в то время первый секретарь крайкома компартии, а сегодня руководитель фракции КПРФ в Заксобрании. Правда, Сафронов тогда опровергал эти слухи: "Никакой тайной вечери не было, переговоры велись, но со всеми депутатами".
Многие сегодня вспоминают Сурикова как демократичного лидера. "Он нуждался в том, чтобы кто-то говорил ему в глаза, не боялся публичности. Хотя и мог одним словом закончить дискуссию", — рассказывает Нина Данилова, депутат первого созыва (она депутат и сегодня). Демократичным его считает даже Емешин, один из его критиков тех лет. На вопрос, не манипулировал ли председатель депутатами, Емешин ответил: "Суриков гнул свою линию, но диалога никогда не терял. Хотя и умел сталкивать людей".
В те годы избранные депутаты часто не ладили с краевой администрацией. "Мы с администрацией взаимодействовали, а когда были разногласия, боролись", — вспоминает депутат первого созыва Игорь Вольфсон. "Противостояли, противодействовали", — признается и Ларин.
Битвы начались уже вокруг первенца — Закона "О приватизации госпредприятий в крае", принятого в 1994 году. По словам Бориса Ларина, ваучеризация шла "разрушительно, нужно было принимать какие-то меры". И депутаты взялись разрабатывать свой закон. Хотя, как говорил в интервью одной из газет вице-губернатор Сергей Потапов, "председатель комитета КЗС по экономике при слове “приватизация” тянулся к тому месту, где у военного находится пистолет".
Споры велись даже внутри единственной в то время фракции "За народовластие", говорит Вольфсон. В конечном итоге документ приняли, и, как полагает Ларин, это был неплохой закон: "На него впоследствии поступало много заявок от других регионов, которые разрабатывали на его основе свои законодательные акты".
А вскоре наш инициативный парламент стал известен на всю Россию. Игорь Вольфсон от имени депутатов продвигал разработанный в крае еще один Закон "О приватизации", уже федеральный. Он сам выступал в Госдуме, и наше КЗС официально является одним из разработчиков этого базового закона, принятого в 1997 году.
И все же настоящей всероссийской славы алтайский парламент удостоился чуть раньше. В 1995 году он принимает Устав края, который предусмотрел выборы главы администрации края самими депутатами. И это притом, что вот-вот должны были состояться первые в России общенародные выборы! Скандал.
Механизм выборов тогда выглядел экзотично: кандидат собирает 35 тыс. подписей избирателей, зачитывает свою программу перед депутатами, и те тайным голосованием выбирают лучшего. Выдвигать кандидата в губернаторы могли даже трудовые коллективы и местные власти, не говоря уже о партиях и самовыдвижении. По нынешним временам идеи довольно демократические, а тогда КЗС с этой инициативой пролетел как фанера над Парижем — статью отменил Конституционный суд.
Вообще, суды поправляли наших законодателей не раз. В 1995 году они приняли закон о целевом сборе на строительство моста через Обь — 10% с каждого литра бензина и солярки. Платить его должны были все продавцы ГСМ. Здесь, кстати, обе ветви власти были заодно, но третья ветвь — судебная — против. По иску предпринимателя М. и краевой, и Верховный суды признали закон недействительным с момента принятия. По идее, населению должны были вернуть незаконно взятую с них надбавку к цене. Но никто ничего не вернул. Ну, зато мост достроили.
Еще один подобный закон депутаты приняли для поддержки сельского хозяйства: обязали промышленников платить 1,5% с оборота. Здесь уже возмутились промышленники — тонуть вместе с колхозами они не хотели. Иск в суд подал "Алтай-кокс", он дошел до Верховного суда, после чего закон тоже отменили…
А в общем, они работали и ошибались, учились на своих ошибках и, как бы там ни было, были первыми. "Меня спросил корреспондент: за всю историю приняли около двух тысяч законов, а первые два созыва только 200, вы что, работать не хотели? Но это были базовые законы, которые в разных форматах и вариациях действуют и сегодня", — говорит Ларин.
11 лет проработал председателем КЗС Александр Назарчук. Известный онколог Александр Лазарев был депутатом всех созывов, включая нынешний, в первый раз он был избран от движения "Выбор Алтая".
Долгое время в КЗС накануне Нового года готовили стенгазету с цитатами депутатов. Вот какие высказывания запомнил Борис Ларин:
"Чтобы поднять рождаемость, надо сменить государственный строй!"
"Если мы будем заниматься политикой, то не будет мазута ни в Кулунде, ни в Рубцовске".
"Мы не можем жить только по закону, потому что нам еще и работать надо".
В ноябре 1990 года был избран предшественник нашего Заксобрания — Алтайский краевой Совет народных депутатов. Впервые в СССР выборы прошли на альтернативной основе. "По сути, в то время была одна власть — Советы. Мы, депутаты, назначали исполком, который был призван исполнять наши решения. Разделения ветвей власти, по существу, не было", — говорит Константин Емешин. "Председатель Совета мог позвонить главе исполнительной власти и сказать: “Зайди”. И тот приходил — знал, что депутаты могут его снять", — продолжает Алексей Сарычев.
До этого времени своих законов регионы вообще не принимали, первые нормативные акты принял именно Совет народных депутатов. В 1993 году после подписания Указа президента № 1400 "О поэтапной конституционной реформе" и принятия Конституции РФ была установка на разделение ветвей власти. В регионах выбрали парламенты, которые занялись законодательной работой.
Первое АКЗС было избрано на переходный период на два года, последующие — на четыре. Нынешний шестой созыв, избранный в 2011 году, будет работать пять лет. В 1999 году депутаты вернули парламенту название "Совет народных депутатов", а в 2007 году он вновь стал Законодательным собранием.
13 страниц занимает Закон о бюджете на 1995 год в Сборнике законодательства. Краевой бюджет на 2014–2016 годы занимает свыше 500 страниц.