апрель 15, 2014
Часто вокруг какой-нибудь конфликтной истории возникают два тезиса, которые, как мне кажется, порождают друг друга. Первый идет от публики, которая склонна переносить вину конкретного человека или конкретной организации в этом локальном деле — на всю систему. Например, если обнаруживается какая-то, допустим взятка в среде чиновников определенного ведомства, тут же рождается мнение: "Да все они чиновники такие" или "Да в этом ведомстве всегда так". Этакое корпоративное обвинение. Второй тезис рождается внутри корпорации: "Зачем об этом рассказывать, это бросает тень на всех нас?". Корпоративная защита.
Андрей Никитин.
Анна Зайкова
Допустим, в какой-нибудь военной части вдруг происходит межнациональная драка. Тут же возникают обобщения: "Да эти (вставить национальность) всю жизнь были такие" или "А чего вы хотели, в армии вечно такой бардак". Но внутри части часто находятся такие, кто не хочет предавать огласке случившиеся. Этому есть масса причин, но часто объясняют это тем, что "вы что, этой же статьей вы пятно на вооруженные силы поставите, призывники будут бояться идти в военкоматы...".
А ведь в такой истории есть конкретные виновные — те, кто дрались и те, кто довели ситуацию до драки или покрывали её. И это НЕ ВСЯ АРМИЯ. Но публика готова выдвигать корпоративные обвинения, а корпорация — защищаться именно корпоративно. При этом оба варианта уводят от конкретной проблемы.
Тут не обязательно приводить в пример армию, подобное случается в разных сферах: полиция, медицина, школы, футбол, администрации, торговля, религия, какая-то конкретная фирма, да что угодно.
Причем, если дело касается не этой корпоративной общности, а другой, то тут, конечно: "давай-давай, разоблачай их", и человек бывает склонен присоединится к корпоративному обвинению, а если конкретно тебя, то возникает мнение, что "наших бьют" и надо защищаться всей корпорацией, а не признать, что тот, кто виноват в некой ситуации — это еще не вся ваша контора, это именно тот человек.
Тут, конечно, как в вопросе "что раньше — курица или яйцо?": что родилось вперед — корпоративная защита или корпоративное обвинение, но бесспорно, что они порождают друг друга. И чем больше люди будут склонны обобщать вину, тем чаще в обвиняемых корпорациях будут бояться выносить сор из избы, и наоборот.
Все бегут по кругу и непонятно, кто за кем гонится. Чтобы изменить ситуацию, надо попытаться развернуться и пойти навстречу. С недавних пор так стали делать в краевом управлении МВД: не дожидаясь, когда скандал о каком-то проступке сотрудника просочится даже сквозь корпоративную защиту, наши полицейские стали писать у себя на сайте о таких проблемах самостоятельно. Да, до суда еще нельзя обвинять, но там и не обвиняют, а сообщают, что, мол произошло, например, такое-то ДТП с участием полицейского, ведется проверка. То есть, обобщать вину защитой они уже не хотят. И это указание на конкретного провинившегося все равно выглядит лучше, чем "мы за своих горло порвем". Ты сразу персонифицируешь конкретный случай, и тогда ослабляешь это: "Да все они в полиции такие".
Не все. Не все чиновники взяточники. Не все медики не умеют лечить. Не все учителя придираются к неугодным школьникам. Не все сапожники пьют как сапожники... И не может какая-то авария бросить тень на всю систему. Не надо обобщать.