апрель 17, 2014
Как власти Барнаула узнают о проблемных тротуарах в городе, к кому обращаться, если по вашей улице трудно ходить, за чей счет ремонтируют пешеходные дорожки и на каких улицах нам ждать обновлений в этом году?
Ходить по тротуарам в Барнауле не всегда удобно.
Михаил Хаустов
В редакцию регулярно поступают жалобы на качество тротуаров города. Вот лишь некоторые из них.
Тротуары нашего города – это отдельная история. По работе я постоянно передвигаюсь пешком практически по всему городу. Я бы сказал, что есть два типа проблемных улиц: там, где тротуары плохие, и там, где их нет вообще. На пр. Ленина в районе парка "Солнечный ветер" еще зимой раскопали яму, в итоге там до сих пор нет асфальта. На ул. Малахова чем дальше от центра, тем чаще встречаются неровности и постоянная грязь, особенно осенью и весной. На улицах Матросова и Германа Титова в целом плохой асфальт. А вот на Челюскинцев и Анатолия пешеходных дорожек в принципе нет практически нигде. Если летом по сухому там еще можно идти относительно комфортно, то большую часть года перемещаться по этим улицам очень сложно. Я понимаю, что это старая часть города, улочки узенькие и вряд ли кто-то думал, что там будут и машины, и трамваи, и люди в таких количествах передвигаться, но хочется пусть узких, но нормальных дорог для пешеходов.
Раздражают не просто отдельные неровности, а огромные ямы, в которых можно легко свернуть ногу. Еще очень часто вижу, что бывают открытые канализационные люки, как будто так и приглашают людей туда провалиться. Не могу понять, для чего так делают. Сама живу на Малахова, так у нас тротуары и бордюры к ним очень высокие. Плохо то, что часто в местах пешеходных переходов эти бордюры не прерываются, а перешагивать через них мне сложно, с больными-то ногами. А если, например, коляска с ребенком, как ее туда завозить?
"План по ремонту тротуаров города окончательно еще не сформирован, районы передали в администрацию города свои пожелания, дальнейшие решения принимает уже она исходя из средств, которые выделит бюджет", – комментируют ситуацию в администрации Индустриального района. В этом году в районе будет отремонтирована нечетная сторона ул. Георгиева. Ремонт как раз придется на столетний юбилей Александра Георгиева.
В общем город выделит району средства на благоустройство 2000 кв. метров улицы, что практически полностью и пойдет на ремонт тротуаров с одной ее стороны. Если средства еще останутся, то в планах заняться ул. Сухэ-Батора.
Районная власть прекрасно осведомлена обо всех проблемных участках на ее территории, другой вопрос, что у города просто нет денег, чтобы сразу отремонтировать все тротуары. Кроме того, регулярно поступают обращения от горожан, сообщающих о новых участках, где испортились пешеходные дорожки.
Первый заместитель главы администрации Центрального района Анатолий Панченко объяснил нам, как выбирают улицы, которые будут отремонтированы. Главный источник информации о тротуарах, требующих ремонта, – это, конечно же, жители района, которые личными заявлениями сообщают о таких местах. Также иногда информация поступает из городской администрации. Сведения, полученные районом, отправляют в комитет по дорожному хозяйству, благо-устройству, транспорту и связи города, который и занимается проблемой тротуаров и распределяет средства на их ремонт.
Управление коммунального хозяйства Центрального района уже составило план ремонта на текущий год. Будут отремонтированы самые изношенные участки на улицах Анатолия, Максима Горького, Гоголя, Партизанской, Льва Толстого. Общая площадь работ – 2000 кв. метров.
Дороги во дворах также ремонтируют за счет средств, которые выделяет городской комитет по дорожному хозяйству. Управляющая компания сообщает о проблемах в своих дворах, после чего эти сведения отправляются в барнаульский комитет. Администрация района же исходя из тех средств, что она получила на ремонт дорог, включает в списки те дворы, которые требуют самого срочного ремонта.
Администрация города обозначила шесть улиц, где появятся новые тротуары. Пока, правда, речь идет только о составлении документации и проектов. Полный список улиц выглядит так:
Это часть общей инвестиционной программы на 2014–2016 годы. Начнется ли ремонт перечисленных улиц в этом году, пока неясно, известно только, что проектировщик должен в течение 40 дней сделать план реконструкции тротуаров на этих улицах.
На ремонт дворовых территорий краевой бюджет выделил дополнительные средства. В итоге в каждом районе будет отремонтировано по 16 тыс. кв. метров на общую сумму 67 млн. рублей.
В этом году начинается программа капитального ремонта и реконструкции мостов и путепроводов, сообщил первый заместитель главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Анатолий Воронков. Запланирован капитальный ремонт многострадального, уже почти разрушенного моста через Пивоварку на улице Матросова, а также ремонт перильных ограждений десяти пешеходных мостов в районах города.
Кроме того, будет подготовлена проектная документация для работ на некоторых сооружениях, в том числе на коммунальном мосту через Обь. В общей сложности за год на эти работы потратят 37 млн. рублей.
"Рекомендация по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений", выпущенная в 1994 году, определяет минимальную ширину пешеходных тротуаров. Она варьируется от полуметра до 4,5 метра в зависимости от величины и значимости улицы. Так, самые широкие тротуары положены для магистральных улиц с непрерывным движением, а самые узкие могут быть в проездах и переулках с низкой скоростью движения автомобилей.
Все эти рекомендации рассчитаны с учетом интенсивности движения транспорта, скорости движения, уровня освещенности и прочих факторов. Пешеходные дорожки согласно "Рекомендации..." делятся на полосы шириной 0,75 метра. Каждая полоса тротуара имеет свою пропускную способность. Самая высокая на подземных переходах – 2000 человек в час, обычная полоса тротуара рассчитана на пропуск от 500 до 800 человек в час в зависимости от важности улицы.
Кроме того, улицам положены разделительные зоны между пешеходными и проезжими частями. Для магистральных улиц больших и средних городов ширина такой разделительной полосы должна быть 5 метров. Ограждением должны выступать столбы, рекламные щиты и даже парковки, которые предусмотрены в разделительной полосе. Также на главных улицах города с большим потоком автомобилей рекомендуется высаживать "зеленые ограждения": кусты и деревья. Они должны ограждать пешеходов от лишней загазованности и шума города.
Нужно понимать, что все это носит рекомендательный, а не обязательный характер. Найти какой-либо ГОСТ, строго регламентирующий проектировку улиц города, нам не удалось. Кроме того, часть требований из приведенной нами рекомендации могут быть неприменимы к старым, историческим частям города с узкими улицами. Так что все относительно.
В 1950 году началось массовой асфальтирование улиц города. К 1970-му покрыли асфальтом 41% улиц, а к 1999 году – 71%.
Проспект Ленина – самая длинная улица в черте города – 7,3 км. Пешая прогулка по нему займет 1,5–2 часа.