Наталья Гордеева: "Нас нельзя заменить на ящик по сбору денег"

апрель 21, 2014

В прошлом году три алтайские турфирмы проверила налоговая инспекция и вынесла предписания: штраф 40 тыс. рублей за отсутствие специального банковского счета. 

Деньги.
Михаил Хаустов

Налоговая служба опиралась на Закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Две фирмы обратились в арбитражный суд, и тяжба все еще длится. Председатель Алтайской региональной ассоциации туризма рассказала нашей газете, что сегодня подобные штрафы грозят любому турагентству. И пояснила, почему их сложно спутать с платежными системами.

Наталья Гордеева,
председатель Алтайской региональной ассоциации туризма:

В 2010 году в России вступил в силу Закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Поначалу это никак не отражалось на туристическом бизнесе. Но в прошлом году налоговая служба активизировалась. Неожиданно она решила приравнять туристические агентства к платежным агентам — структурам, которые занимаются исключительно получением и отправкой денег.

Платежные агенты должны иметь специальные счета, на которые поступают полученные от клиентов денежные средства. А потом агент должен перечислять деньги с этих спецсчетов на спецсчет конечного получателя. В нашем случае — на счет туроператора. В прошлом году у нас в крае на наличие спецсчета проверили фирму "Ваш билет", ИП "Агентство Васильевой" и "Алтайское туристическое бюро" (последний случай был в сентябре). Ни у одного туристического агентства в стране нет спецсчета. Поэтому проверенным алтайским компаниям налоговая выписала предписание на штраф. Одна фирма заплатила, две другие пошли отстаивать свои права в арбитражном суде.

Решения по этим делам пока нет. Дело осложняется тем, что судебная практика по делам такого рода разная. В европейской части России рассмотрели несколько таких дел и не признали турагентства платежными агентами. Но вот в Кемерове одна фирма была точно так же оштрафована налоговой, и суд в первой инстанции объявил действия госструктуры правомерными. И Томский апелляционный суд поддержал это решение. Однако кемеровчане не остановились и подали жалобу в Высший арбитражный суд. Сейчас ее приняли к рассмотрению. И пока с ней не разберутся, рассмотрение дел наших фирм в Алтайском арбитражном суде приостановлено.

Налоговая служба приравняла нас к компаниям, которые исключительно берут с клиентов деньги, чтобы передать их туроператорам. К примеру, приходит ко мне человек, выкладывает 100 тыс. рублей и говорит, что хочет полететь в Индонезию. Я молча забираю его деньги, и человек уходит. На деле все, конечно, выглядит не так.

Мотив закона понятен: он направлен на борьбу с отмыванием денег. То, что налоговая обратила свой взор на туристическую отрасль, тоже можно понять: страна провела Олимпиаду, казну нужно пополнять всеми доступными средствами. Но дело в том, что туристические агентства принимают участие в оказании услуг между плательщиком и поставщиком. Хотя тур организует туроператор, мы подбираем туристу вариант отдыха, мы несем ответственность за предоставление достоверной информации. Нас нельзя заменить на ящик по сбору денег.

Более того: даже если предположить, что турагентства создадут себе спецсчета, деньги на них будут лежать мертвым грузом. Потому что у туроператоров-то тоже нет спецсчетов. И куда тогда направлять средства?

Сейчас ничто не мешает налоговой инспекции пройтись по алтайским агентствам с целью пополнения казны за счет штрафов. Будем надеяться, что разум в этой ситуации возобладает.