Любовь Петрова: "Качественная журналистика: новые вызовы"

апрель 21, 2014

Впервые на Алтае с 23 по 25 апреля в Барнауле и Белокурихе будет работать межрегиональный журналистский форум "Формула доверия: диалог на Алтае. Пресса Алтая-2014". Организаторами мероприятия выступают администрация Алтайского края, губернатор Александр Карлин, Союз журналистов России, издательский дом "Алтапресс".

Любовь Петрова, заместитель главного редактора журнала "Журналист".

На Алтай прибывают участники и эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Красноярска, Калининграда, Северодвинска, Якутска и других городов. Круглые столы состоятся в издательском доме "Алтапресс", Алтайском государственном университете и в управлении администрации Алтайского края по печати и информации. В Белокурихе пройдет пленарное заседание форума, будут работать тематические секции.

Работа "Формулы доверия" будет способствовать развитию профессиональной дискуссионной площадки Союза журналистов России, на которой обсуждаются проблемы взаимодействия прессы, власти и общества.

В рамках форума знакомит читателей как с ходом обсуждения проблем, так и с развернутыми материалами участников мероприятия.

Любовь Петрова,
заместитель главного редактора журнала "Журналист":

Любовь Петрова, заместитель главного редактора журнала "Журналист".
За последние годы в отечественной журналистике произошли существенные изменения: появились новые технологии, новые стандарты, подходы, все активнее развиваются мультимедийные СМИ. Следуя мировым тенденциям, в России ведущие издательские дома активно осваивают мультимедийность, разрабатывают медиапорталы, как средство создания качественного мультимедийного контента и возможность его доставки различными способами.  В эпоху развития мультимедийных форматов от журналистов требуется одинаково качественно подавать и текст, и видео-, и аудиосопровождение материалов. Считается, что журналист должен быть "универсальным солдатом", которому приходится  снимать, записывать, брать интервью и, создавать разнообразный контент, размещая его  на разных мультимедийных платформах: сайте, он-лайн-издании, iPadе,  iPhone. Ему приходится одновременно работать не только с текстами, но и  графическими изображениями, аудио, видео материалами, базами данных. А это  означает, что журналист должен не только уметь оперативно создавать контент для нескольких платформ,  эффективно и оперативно использовать преимущества различных форматов подачи информации, но и обладать эрудицией.

И все же, универсальность, конечно, замечательно, но не может  один человек совмещать талантливого писателя, хорошего видеооператора, звукорежиссера, дизайнера.  Именно поэтому лучше, когда серьезную публикацию будет готовить не один автор, а коллектив с разной специализацией, после чего редактор сведет разноформатную информацию воедино. Собственно, уже сейчас во многих редакциях материал готовится именно коллективом авторов разной "специализации". В связи с этим даже появилась новая должность – story builder – тот, кто отвечает за материал в целом, "редактор на час". На него возложены обязанности по организации команды, работающей над материалом, постановка задач, определение необходимых для материала форматов. В некоторых отечественных изданиях есть близкая должность - "продюсер материалов". В связи с этим современная журналистика предъявляет повышенные требования к образованию, навыкам и опыту работы журналиста.

С развитием новых технологий ужесточилась и  борьба за читателя. Хотим мы того или нет, сегодня большую часть информации   потребитель получает из сети. Но, к сожалению, зачастую качество информации оставляет желать лучшего. Оперативность, с которой журналист вынужден создавать материал, зачастую сказывается и на его качестве: нет времени проверить информацию, узнать различные точки зрения по той или иной проблеме и представить несколько мнений. В итоге мы видим поверхностную статью, порой с непроверенными фактами, что идет в разрез с принципами качественной журналистики: профессионализм, достоверность, объективность, оперативность, представление различных точек зрения и многое другое. В погоне за сенсациями важно помнить, что задача журналиста - информировать, обращать внимание читателя на существующие проблемы, формировать личность, развивать духовно, а не отравлять сознание людей.

И совершенно не важно о каком жанре идет речь и для какого носителя готовится материал. Не случайно, сегодня большое развитие, особенно в регионах, получает социальная тематика: читателю интересно знать, что происходит вокруг него, как решается та или иная проблема.  И самый лучший способ выживания для издания - это создание качественного контента, которому читатель будет доверять. Потому что доверие сегодня как-никогда является  актуальным, если его нет, то никакие дотации не помогут.

И здесь встает вопрос: а развлекательная журналистика может быть качественной? Или качественный контент предполагает только темы политики и экономики?

В действительности  направленность не определяет качество. Главный  определяющий принцип качественной журналистики – говорить правду. Это сложно, но именно этого ждет читатель. Он ждет объективной и достоверной информации, а не пропагандистских материалов той или иной партии. Трудно оставаться независимым, особенно, когда тебя финансирует государство или та или иная структура. Если ты являешься частью какого-то движения, то ты уже не журналист, ты пропагандист, а это уже совсем другая сфера - сфера пиара.

Одно из правил журналиста – не навреди. Не навреди тому, о ком рассказываешь и кому ты это рассказываешь. Кажется, что это такие вещи, которые понятны даже ребенку, но их очень трудно соблюдать. И именно с этим мы зачастую сталкиваемся в так называемой "желтой прессе", где в погоне за сенсацией не всегда думают об этом.

Активно развивается блогосфера, народная журналистика. Но можно ли назвать блогера профессиональным журналистом? Но блогер, публикуя информацию, в отличие от журналиста не несет никакой ответственности. Журналист должен отвечать за сказанное, написанное  и неважно для какого издания он  работает - он-лайн-издания, телевидения или газеты.

На международной конференции "Безопасность будущего журналистики в Восточной Европе" генеральный секретарь Международной Федерации журналистов (МФЖ) Айдан Уайт сказал: "Несмотря на происходящие мировые стратегические изменения в передаче и обмене информацией они не могут привести к снижению роли качественной журналистики, напротив, ее роль возрастает. Информационный взрыв выявил очень слабые места  интернета", - считает он. По словам генсека МФЖ интернет "не создает контекста и анализа, не помогает понять событие, которое описывает". "Чтобы понять, что происходит, люди все же обращаются к журналистам, качественной прессе, которая структурирует хаотичную матрицу информации".