апрель 25, 2014
Чуть более года назад в Алтайском государственном техническом университете (АлтГТУ) был избран новый ректор — Александр Ситников. Он возглавил вуз в период активно идущей в России реформы высшего образования. О том, как изменения коснулись политеха, какие задачи стоят перед вузом, востребованы ли научные разработки на рынке и взаимодействуют ли власти с учеными, мы поговорили с Александром Ситниковым.
Александр Ситников, ректор АлтГТУ.
Олег Богданов
— Реформа высшей школы идет полным ходом. Очевиден тренд на сокращение бюджетных мест, особенно на гуманитарных факультетах. На этом фоне технические вузы, кажется, чувствуют себя наиболее уверенно. Так ли это?
— Сокращение бюджетных мест сегодня касается всех вузов. В государстве появилось понимание, что пошел перебор по выпуску экономистов, юристов, и стал делаться акцент на развитии технических специальностей. Ведь весь технологический комплекс страны остался незащищенным с точки зрения подготовки специалистов. Так что ничего в этом удивительного нет. Но и мы также теряем бюджетные места.
— А вы по каким специальностям?
— В первую очередь — по экономике. У нас не сократились места по техническим специальностям и даже возрос набор по направлениям, связанным с "оборонкой".
— По каким, например?
— "Ракетные двигатели", "Боеприпасы и взрыватели". Ведь в оборонной промышленности у нас также ощущается нехватка специалистов. Но в целом в АлтГТУ как был набор порядка 3 тыс. студентов по разным направлениям и формам обучения, так и остался.
— В университете продолжают работать гуманитарные факультеты. Вы в перспективе не планируете от них отказаться?
— У нас, например, по направлению "туризм" уже несколько лет нет бюджетных мест, а набор мы тем не менее осуществляем, и достаточно успешно. На направлении "экономика" у нас с этого года также нет бюджетных мест, а набор продолжается. Как мы можем отказаться от экономики? Развитие и машиностроения, и химических, и любых других отраслей невозможно без знания ее основ. Если мы говорим о теории, то, конечно, это не наш профиль. Но прикладная экономика для нас — необходимое направление подготовки.
— Подтверждают ли предприятия края запрос на технические кадры? Как у вас налажены связи с компаниями?
— Мы связи с предприятиями не теряли. Наши студенты всегда проходят преддипломные, технологические практики. И наших специалистов предприятия брали и берут. Мы заняли 68-ю позицию в рейтинге 100 лучших российских вузов. Кроме того, АлтГТУ — единственный вуз Алтайского края, который вошел в топ-40 вузов по критерию "востребованность работодателями", заняв 26-е место.
Год назад началась реализация новой программы экономического развития региона. В соответствии с ней мы вносим коррективы в свои планы подготовки, и они напрямую связаны с требованиями предприятий. Приведу пример. Одна из наших специальностей — "Экономическая безопасность". Мы ее открыли в прошлом году. Недавно провели "круглый стол" с предполагаемыми работодателями из банковской сферы, государственных ведомств, бизнеса. Мы обсуждали, что бы они хотели увидеть в наших выпускниках с точки зрения профессиональных компетенций. Они высказали свое мнение. Сейчас мы делаем анализ, и в соответствии с его результатами будем корректировать программы, чтобы готовить специалистов под конкретные предприятия. И будем заключать договоры с ними. Бизнес готов идти на это. Предприятия получат в итоге специалиста, который не просто обладает неким набором знаний, но и владеет необходимыми навыками.
— Как коррелируют запросы работодателей с утвержденными на федеральном уровне учебными программами?
— Любая программа разбита на несколько частей. Есть цикл дисциплин, преподавание которых жестко регламентировано правительством. Это базовая часть. И есть вариативная часть, региональный компонент. Он позволяет в рамках тех компетенций, которые востребованы на рынке, вносить изменения в программу. Кроме того, есть практики студентов на предприятиях, в ходе которых могут ставиться нужные работодателю задачи.
— Организация практики — обязанность студента или вуза?
— Конечно, университета. У нас есть отдел практик и трудоустройства, который заключает договоры с предприятиями. Безусловно, над этим работают и заведующие кафедрами, у них есть свои связи и наработки. Мы оплачиваем руководство практикой. АлтГТУ заключает не менее 300 договоров в год.
— Барнаул сегодня является одним из признанных IT-центров в России. Считается, что большую роль в этом играет наличие в регионе технического университета. В чем вы видите причины этого феномена?
— Примерно 40 лет назад Барнаульский радиозавод внедрял Автоматизированную систему управления. Разрабатывали ее тогда Сибирское отделение Академии наук СССР, Алтайский политехнический институт и сотрудники завода. И вот тогда и встал вопрос о том, что нужно готовить, говоря современным языком, специалистов IT. С этого и началась история. Политеху было поручено создать кафедру, и мы начали готовить айтишников.
Всего за Уралом три вуза — в Барнауле, Новосибирске и Томске, — студенты которых, участвуя в международных чемпионатах по программированию, завоевывали медали. В 2006 году мы взяли "золото", в 2009-м — "серебро". В рейтинге вузов России, готовящих IT-специалистов, наш университет — 12-й. Я считаю, это большое достижение, непросто попасть в эту элитную когорту.
Многие из наших выпускников, для которых IT — не просто навык, а образ жизни, уже создали свои компании, вышли на широкие российские и международные рынки. Некоторые из них уезжают за пределы края, достигая здесь определенного потолка возможностей реализации себя, в том числе и в финансовом плане.
— В техническом университете достаточно много факультетов, кафедр или даже институтов, работа которых имеет выраженный прикладной характер: архитектура, дорожное хозяйство и т. д. Ваши сотрудники зачастую имеют свой научно обоснованный взгляд на развитие хозяйства и облика города. Но именно по этим направлениям население по-прежнему критикует власть. Почему, на ваш взгляд? И насколько налажено взаимодействие вуза с властями?
— Мы тесно взаимодействуем и с краевой властью, и с городской, и с другими муниципальными образованиями. Совсем недавно нами при поддержке губернатора была реализована образовательная программа в рамках госкорпорации "Роснано". При совместном финансировании была осуществлена подготовка специалистов в области высоконасыщенных материалов, которые используются в космической, авиационной технике и т. д. К нам на подготовку направлялись специалисты профильных предприятий.
Мы решаем много практических задач и для города. При АлтГТУ созданы малые предприятия, которые занимаются очисткой воды, работают с дорожниками. У нас есть лаборатории, которые позволяют определять качество дорожного полотна, его состояние и в соответствии с этим давать рекомендации.
— Почему же у нас дороги каждый год в таком плачевном состоянии?
— Мы можем только рекомендовать. И архитекторы наши создают такие дизайн-проекты, что если бы была возможность их реализовать, Барнаул бы просто расцвел. Есть же еще и такой нюанс: качество всегда требует определенного уровня финансирования. А оно не всегда возможно. И дело не только в бюджетной обеспеченности региона или города. Наши муниципальные и госучреждения, какие бы работы они ни проводили, обязаны соблюдать закон о госзакупках, а он всегда предполагает экономию бюджетных средств, то есть удешевление работ. Но я надеюсь, что законодательно данная ситуация будет скорректирована.
— Одно время говорилось о невостребованности разработок вузов в экономике. Сейчас бизнес вроде бы стал проявлять интерес к проектам высшей школы. Как складывается ситуация в АлтГТУ?
— У нас работают 27 малых компаний, созданных в рамках реализации Закона № 217-ФЗ. Вообще, при университете было создано уже порядка 60 предприятий, но часть из них вышла из-под крыла вуза. В числе оставшихся 27 — компании, занимающиеся водоочисткой, сельхозмашиностроением, строительными конструкциями, косметикой и т. д. Очень широкий спектр. Они внедряют и продают свои разработки. За год-два компании нарабатывают клиентов, опыт, репутацию и выходят на плюсовую рентабельность. В 2013 году эти 27 предприятий заработали почти 50 млн. рублей. Это наши студенты, преподаватели, аспиранты. Я считаю, это неплохие показатели, учитывая, что предприятия не очень большие — по три-четыре человека.
— Вопрос увеличения собственных источников доходов сегодня для вузов очень актуален. Как вы решаете эту задачу, помимо создания собственных предприятий?
— Вуз имеет два вида уставной деятельности: научная и образовательная. Вы говорите о втором. Здесь есть также два направления получения внебюджетных средств. Первое — это подготовка специалистов на платной основе. Второе — дополнительное образование: повышение квалификации, подготовка и переподготовка. Если говорить о соотношении бюджетных и внебюджетных средств, то это примерно 50 на 50.
— Какой тренд в изменении этого соотношения?
— К увеличению внебюджетной составляющей.
— А каковы сегодня в АлтГТУ основные направления расходов?
— В приоритете — развитие инфраструктуры: содержание, ремонт зданий, оснащение лабораторий. Если говорить о планах на 2014 год, то перед нами стоит задача привести в порядок спортивный манеж. На это потребуется около 200 млн. рублей. Также рассматривается вопрос по строительству нового общежития. В этом возникает необходимость, так как число студентов, в том числе иностранных, растет.
— Уменьшение бюджетных мест поставило перед вузами проблему сокращения кадров. Как она коснулась вас?
— Кадровый вопрос — общий для всех вузов. Государство поставило задачу по увеличению доли молодых педагогов. Молодой ученый — это кандидат наук до 35 лет и доктор наук — до 40 лет. К сожалению, наша молодежь хочет сразу и много. Молодые ученые считают, что заработная плата в 15–17 тыс. рублей очень маленькая. Но некоторые из них, судя по тому, как они ведут занятия, работают со студентами, не стоят и этого. В то же время есть понимание, что в случае если не дать молодым стимул, они просто уйдут. Поэтому мы разрабатываем специальные программы поддержки. У нас сформирован молодежный кадровый резерв, его членов мы направляем в ведущие вузы для обмена опытом. Что касается сокращения преподавателей, то эта проблема также общая. И она, конечно, очень болезненная. Когда ты проработал с людьми много лет, то решения даются крайне сложно. Но я не думаю, что этот процесс продлится долго. Определенный предел будет достигнут, и он остановится.
О ректорах
— Владимир Васильевич Евстигнеев работал в вузе в годы перестройки. Это было очень тяжелое время. Перед ним стояла сложнейшая задача — сохранить коллектив, создать людям человеческие условия для работы. Казалось бы, многие преподаватели должны были разбежаться. Но он, используя внешний и внутренний потенциал, создал условия, при которых люди стали защищать докторские, кандидатские. И благодаря этому институт преобразовался в университет. Лев Александрович Коршунов возглавлял вуз не очень долго. Он начал экономические преобразования. И в некотором смысле это было предвидение. Тогда его за это много критиковали. А ведь сейчас эти задачи перед вузами ставит уже министерство: чтобы рынком были востребованы специалисты, разработки, чтобы сам вуз наращивал доходы.
О своих задачах
— Мне достался непростой переходный период. Я возглавил университет во время смены поколений. Баланс найти очень непросто: с одной стороны, заслуженным преподавателям приходится уходить, а с другой — нам не хватает ресурсов обеспечить потребности молодых кадров. Сегодня передо мной стоит задача — за пять лет сформировать крепкий профессорско-преподавательский состав, который бы смог в новых экономических условиях эффективно работать.
О студентах
— У меня есть несколько форм общения со студентами. Во-первых, это e-mail, куда приходит масса анонимок (смеется). Пишут о своих проблемах, предложениях. Правда, некоторые предложения неисполнимы. Например, один студент просит организовать стоянки для велосипедов вокруг всего вуза. Зачем? У нас уже есть две. Ими никто не пользуется. Также примерно раз в полгода я встречаюсь со студенческими правительством и профсоюзом. Каждый понедельник у меня проходит планерка, в которой участвуют их представители. Кроме того, периодически мы собираем студенческий актив.
Александр Андреевич Ситников родился 15 марта 1962 года. В 1986 году окончил Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова. В 1986–1989 годах работал на кафедре технологии автоматизированных производств. В 1991 году окончил аспирантуру, работал старшим преподавателем, затем доцентом и заместителем заведующего кафедрой. В 2005 году назначен заместителем проректора по научной работе. С 2007 по 2013 год — заведующий кафедрой сельхозмашиностроения. В 2012 году стал проректором по научно-инновационной работе. В октябре 2012 года назначен и. о. ректора АлтГТУ, а в марте 2013-го — избран ректором. Доктор технических наук. Автор 156 научно-методических трудов. Им получено 22 патента на изобретения и 5 свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ. Женат, есть сын и дочь.