октябрь 31, 2007
Зерно, мука, крестьянство - эти вечные темы были в центре внимания в краевом центре всю неделю до выхода этого номера "СК". Что? Лично вас эта тема не касается? Ошибаетесь: то, что происходит на сельскохозяйственных рынках России, - наша общая проблема. Однако я, признаюсь, наши власти определенно не понимаю. Чего они хотят? Роста цен или их снижения? Сиюминутного результата или долговременного развития?
Всероссийский конгресс зернопереработчиков, прошедший в краевом центре 24-25 октября в рамках ярмарки "Алтайская нива", увы, не добавил ясности.
Приписки
О приписках урожая в этом году я услышала во время недавней поездки в Москву от одного из зернотрейдеров. Не поверила: вроде раньше урожай только скрывали. Но , гендиректор аналитического центра "СовЭкон", выступая на конгрессе, сказал об этом открытым текстом. Да. Есть. Как сообщали ему некоторые руководители, чиновники просили их показать урожай не ниже прошлогоднего. Вот и показывали. Как говорится, приехали.
О том, есть ли приписки на Алтае, данных у "СК" пока нет. Однако то, что и другие статданные о состоянии этого рынка не отличаются точностью, г-н Сизов подтвердил в разговоре с корреспондентом "СК". А неточные данные могут всем нам дорого обойтись. Вывезем слишком много - останемся без зерна, как это было весной. "Половина хлебозаводов в европейской части стояла, руководители просили дать хоть вагон муки по любой цене", - рассказывает , вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий.
Ну а если вывезем мало - получим излишки на внутреннем рынке и все, что из этого вытекает. Об этом, собственно, и пошла речь, когда участники конгресса заговорили о недавнем введении правительством экспортных пошлин на пшеницу и ячмень.
Пошлины
Экспортные пошлины - это, уважаемые читатели, вообще песня. Чтобы как-то ограничить рекордный за всю историю России вывоз зерна (см. материал на стр. 10), правительство решило ввести 10-процентную пошлину на вывоз пшеницы и 30-процентную - на вывоз ячменя (решение вступает в силу 12 ноября). Логика такая: больше зерна останется в России - цены на него упадут, а там и весь продовольственный рынок успокоится. Что из этого вышло?
"Ячмень вывозить перестали, а на вывоз пшеницы 10-процентная пошлина никак не повлияла", - комментирует , президент Российского зернового союза. Зато "подвезло" крестьянам: им стали платить на 10 процентов меньше - ведь заключенные ранее контракты пошлину не предусматривали...
Но Злочевский предполагает, что рынок ждут новые потрясения, ибо в правительстве зреет мысль увеличить пошлину на вывоз пшеницы до 30-40%. "Если такие запретительные пошлины введут в декабре, до того, как излишки будут вывезены, то четыре-пять миллионов тонн пшеницы хлынут на внутренний рынок, он обвалится", - предполагает Злочевский.
, аналитик московской компании WJ InterAgro, полагает: в этом случае цена упадет на 1000 рублей. То есть до 5000 в европейской части и до 4000 - в Сибири. А это значит: если хотя бы пятую часть урожая крестьяне Алтая сегодня придерживают в ожидании роста цен, они недополучат как минимум 1 млрд. рублей.
А между тем на Алтае чиновники до недавнего времени убеждали крестьян во что бы то ни стало дождаться высоких цен. В распоряжение "СК" попала запись телефонного разговора (она довольно старая - от 31 августа, но не в этом суть), в котором некто от имени госпредприятия "Алтайагропрод" настоятельно рекомендует крестьянам не продавать пшеницу элеватору ниже чем за 6000 рублей. А если и сдавать на элеватор, то "на себя" или "на "Агропрод". У этого предприятия якобы на подходе заказы из Вьетнама, Индии и Москвы.
Даже если эта телефонограмма - просто личная инициатива неизвестного лица, месяц назад призывал крестьян не торопиться с продажами и Борис Неудахин, вице-губернатор, и он тоже ссылался на вьетнамские заказы.
Как полагает Андрей Сизов, такие призывы просто опасны: в спекулятивных играх выигрывают только высокоинформированные игроки, к числу которых крестьяне, увы, не относятся (см. комментарий Сизова). С другой же стороны, краевые власти сегодня предпринимают активные действия по сдерживанию роста цен на продукты, договорились с рядом торговых компаний о заморозке цен. Так что же это за экономическая конструкция такая: сырье дорогое, а конечный продукт дешевый?
Прогнозы
В общем, зерновой рынок сегодня трясет, и не без участия чиновников. Уж говорено-переговорено, например, что на рост цен в России оказали влияние мировые цены. Однако когда за рубежом стало известно о введении в России заградительных экспортных пошлин, мировые цены на пшеницу, которые уже было начали падать, вновь взлетели. "Правительство ведет себя как слон в посудной лавке!" - возмущался Злочевский.
Чтобы не допустить обвала, он предложил алтайским переработчикам принять обращение к правительству не вводить заградительные пошлины до нового года - пока все излишки не вывезут. Правда, наши переработчики обращение не поддержали. "Оно затрагивает только интересы зерновых экспортеров, мы же должны принять взвешенное обращение с учетом интересов всего края", - пояснил , президент Союза зернопереработчиков Алтая.
Ну а пока Андрей Сизов прогнозирует очередной взлет цен. "Не исключаю, что в марте мы останемся без зерна и цены взлетят выше мировых". И тогда, по его словам, резко подорожает уже и мясо, тем более что темпы роста его производства продолжают падать. Короче, веселенькая история, куда ни кинь.
Опасная игра
Андрей Сизов, гендиректор аналитического центра "СовЭкон" (Москва):
- Мы объемы экспорта не контролируем, не знаем точно, сколько вывозим. Сегодня урожай зерна в стране - 80 миллионов тонн, потребность - 70 миллионов. Злочевский говорит, что до начала года будет вывезено 10 миллионов тонн и все будет нормально. А если вывезут больше? Экспортеры - люди жадные, продажа пшеницы за рубеж приносит экспортеру 60 долларов с каждой тонны, и уж они постараются все вывезти по максимуму.
Означает ли это, что стоит держать зерно в хозяйствах? Для того чтобы играть в эти спекулятивные игры: поймал цену - не поймал, надо быть очень высокоинформированным, надо держать руку на пульсе.
Но сегодня рынок непрозрачный, а в таких обстоятельствах придерживать зерно - очень опасная игра, в которой можно оказаться в убытке. Может произойти чисто психологическая реакция - скидывание зерна, и отсюда резкое падение цен. Мы не рекомендуем играть в такие игры, тем более крестьянам, которые могут принимать решения с большим запозданием. Более важно для крестьян сегодня зафиксировать прибыль и получить реальные деньги. Если есть хорошие цены, не надо сидеть с зерном и выжидать.
Цитаты
Николай Рыбаков, вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий (Москва):
- Вы все, алтайцы, должны быть в ответе за тех, кого приручили. Куда вы поставляете продукцию, там производство прекратилось. Вы своей мощью разрушаете мукомолье в других регионах, это аморально!
Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза:
- В 1992 году все кричали о голоде, а сбор зерна был 106,9 миллиона тонн. Но правительство все же решило завезти из-за рубежа 26 миллионов тонн, взяв товарный кредит под 2 процента годовых. Все стимулы для сельхозтоваропроизводителей были уничтожены, а за этот кредит мы расплачиваемся до сих пор. В 1996 году цены вновь взлетели, появились стимулы, крестьяне посеяли и собрали 88 миллионов. Цены вновь обвалились, после чего вновь никто ничего не посеял. А в 1999-2000 годах правительство вновь приняло решение о ввозе зерна в качестве гуманитарной помощи, и рынок опять обвалился. И только в 2000 году мы договорились с правительством, что оно не будет больше оказывать такого влияния на рынок.