апрель 28, 2014
В апреле Минэкономразвития (МЭР) представило так называемый черновой вариант среднесрочного прогноза развития российской экономики, в том числе прогноз параметров, обеспечивающих реализацию до 2017 года "майских указов" президента РФ. Заместитель заведующего международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института экономики переходного периода им. Е. Гайдара комментирует сценарии развития экономики, представленные чиновниками.
Мария Казакова.
Майские указы В. Путина — это указы, подписанные президентом после инаугурации в 2012 году и определяющие план социально-экономического развития России. При этом, как отметил Владимир Путин в декабре 2013 года, выступая с очередным посланием Федеральному Cобранию, "изменение экономической конъюнктуры — не повод говорить о том, что у страны нет средств на реализацию указов". Иными словами, выполнение данных указов должно быть обеспечено при любом развитии экономической ситуации в стране, о чем, собственно, и говорится в новом прогнозе МЭР.
Итак, согласно новому, сверхоптимистическому, сценарию развития экономики РФ экономический рост в 2014 году должен составить 2,7%, а в 2015 году — 9,8% по сравнению с предыдущим периодом. Для реализации этого прогноза инвестиции в основой капитал уже в 2014 году должны вырасти на 5%, а в 2015 году — на 31%. Такой рост инвестиций эквивалентен 6 трлн. рублей в номинальном выражении (то есть порядка 8,6% ВВП), или совокупному объему средств, содержащихся на настоящий момент в российских суверенных фондах.
Мы разделяем мнение экспертного сообщества о том, что с учетом ухудшения инвестиционного климата, масштабного оттока капитала и отсутствия фундаментальных факторов роста цифры, представленные МЭР, вызывают, по крайней мере, удивление.
Резкий скачок инвестиций в нынешней ситуации представляется малореалистичным. В то же время чистый отток капитала из экономики РФ только в I квартале, по данным ЦБ РФ, составил $50,6 млрд., что больше аналогичного показателя предыдущего года почти в 2 раза. В 2014 году в целом прогнозируется отток капитала до $100 млрд. Рост привлекательности российской экономики для инвесторов с учетом политических событий вряд ли возможен.
Что касается растраты средств суверенных фондов в пользу "экономического чуда" России, то подобное решение Минфин России вряд ли поддержит, особенно с учетом нестабильной бюджетной ситуации и сильной зависимости бюджетных доходов от динамики нефтяных цен, которые, как показывает в своих прогнозах МВФ, с нынешних $108/барр. к 2019 году могут упасть до $91/барр.
При этом МЭР подчеркивает, что подобный сверхоптимистический прогноз является не планом действий, а предположением, которое, по словам Андрея Клепача, "показывает, что должно произойти, чтобы мы смогли выйти на реализацию указов президента". Тем не менее, на наш взгляд, представлять сообществу столь странные и необоснованные цифры не вполне корректно, даже если речь идет о выполнении президентских указов. За любым показателем должна стоять четкая логика, учитывающая как текущую экономическую ситуацию, так и потенциальные возможности роста экономики в будущем. Кроме того, должны быть просчитаны все возможные последствия от реализации той или иной меры. Пока что, как неоднократно подчеркивается, потенциала для почти 10%-ного роста экономики России в обозримой перспективе не наблюдается, а возможные последствия действий, направленных на достижение этого показателя, могут оказаться крайне болезненными.