Инвестиционные риски в туротрасль края – минимальны

октябрь 31, 2007

Вхождение Ассоциации «Инвесторы Алтая» на рынок туристических услуг Алтайского края оказался стремительным. Компания «Беловодье» - инициатор создания объединения – была зарегистрирована в Белокурихе в 2004 году. Сейчас в городе-курорте уже работает одноименный комплекс, Ассоциация начала реализацию еще нескольких крупных бизнес-проектов в крае. Вместе с тем, о самих «Инвесторах Алтая» до сих пор было известно не так уже много. О том, чем на самом деле занимается Ассоциация, кто входит в ее состав и какими принципами она руководствуется в работе, «ВД» в своем первом развернутом интервью рассказал Виталий Неволин, президент объединения «Инвесторы Алтая».

- Виталий Михайлович, что послужило отправной точкой при создании ассоциации «Инвесторы Алтая»?

- Первым предприятием, которое было зарегистрировано в Алтайском крае и которое дало толчок для формирования нашей некоммерческой организации, стала компания «Беловодье». За два она построила гостинично-развлекательный комплекс в Белокурихе, который в этом году был запущен. В ходе деятельности и сформировалась эта идея – создать некоммерческую организацию, которая бы взаимодействовала с властью, с институтами, изучала бы различные программы развития и консолидировала ту информацию, которая в большом объеме формируется, но до предпринимателей не всегда доводится. Например, далеко не все бизнесмены тщательно изучают новое законодательство, а мы его анализируем, делаем рассылки.

- Речь идет только об информации такого рода?

- Не только. Приведу такой пример. Почему мы в Белокурихе построили комплекс? Рассматривая возможность его строительства, мы досконально изучили, какие перспективы имеет край, каков спрос. Была проделана очень большая работа, проведены исследования, у меня до сих пор сохранился труд объемом 270 страниц. Мы хотели воплотить такой проект, который был бы окупаем и привлекателен, глядя на который другие инвесторы позволили бы себе вложить деньги и не потеряли их. Изучая потребность рынка отдыха в Белокурихе, мы нашли нужные точки развития и сегодня понимаем, что оказались правы. Допустим, должна быть какая-то определенная изюминка для привлечения отдыхающих. У нас это аквапарк и комфортное размещение для людей с разным уровнем доходов.

Надо сказать, мы уже не первый год занимаемся этим бизнесом. В Кузбассе у нас есть горнолыжный комплекс «Мрас-су». Это реставрированная база металлургического комбината, она пользуется большим спросом. Потом мы построили гостиницу «Астра», каждый номер которой был стилизован под определенную страну. Она совмещена с деловым центром. Ее загрузка – 89%. Люди, которые работали при формировании этих комплексов, принимали участие в оценке перспектив и в Алтайском крае.

Кроме того, Ассоциация проводит рассылки с различными бизнес-предложениями. Мы приглашаем потенциальных инвесторов, людей, у которых есть деньги и которые не знают, куда их направить. Поверьте, их довольно много и они вокруг нас. Страна богатеет, продаются пакеты акций. Люди, получившие деньги, при этом никогда не занимавшиеся хозяйственной деятельности, имеют определенные проблемы с тем, куда направить средства. Для этого мы и разрабатываем проекты развития определенных областей. Воплотить крупный проект одному участнику невозможно, а объединив ресурсы – вполне реально.

- То есть процесс расширения членов Ассоциации продолжается?

- Да, конечно. Изначально было только два члена объединения: «Беловодье» и московская компания «ДиПОС», которая занимается переработкой и продажей металлопроката. У нее есть 12 филиалов по стране, один из них - в Барнауле. Президент этой компании Сергей Посунько родился в селе Алтайское, он считает себя исконным жителем Алтайского края. Человек ведь, достигая определенного возраста, начинает думать о том, чем он может быть полезным для того места, где родился. Поэтому он принял решение, что прибыль, зарабатываемая компанией от продажи металла, мы будем инвестироваться в туристические комплексы и в целом в развитие региона. Когда мы провели оценки перспектив развития края, то приняли за основу несколько направлений деятельности: развитие строительной отрасли, туризма и сельского хозяйства. Если по первым двум направлениям у нас уже есть конкретные проекты, то сельскохозяйственную тему мы сейчас изучаем.

- Сколько компаний сегодня входит в состав Ассоциации?

- Пять инвесторов, каждый из которых занимается своим проектом. Это компания «Авангард», зарегистрированная в Бийске. Ею приобретена промплощадка, где строится современное предприятие по производству бетона и смесей. Здесь будут применены зарубежные оборудование и технологии. Компанию возглавляет кандидат технических наук Михаил Луханин. Также это компания «Грааль». Она занимается производством строительных материалов в рамках программы «Доступное жилье». Мы изучили этот рынок и нашли нишу, которая, на наш взгляд, может быть востребована – строительство недорогого малоэтажного жилья. И пятая компания - «АлтайМеталлСервис», филиал компании «ДиПОС».

- Заходя в Алтайский край, вы наверняка просчитывали срок окупаемости проектов и степень их рентабельности.

- Конечно. Вложения как в туристический, так и в гостиничный бизнес – долгосрочные. С учетом того, какую политику ведет администрация края, мы понимаем, что наши проекты беспроигрышные. Учитывая ресурсы региона и возможности, которые есть у нас, мы понимаем, что риск минимальный. Однако нами предпринимаются все шаги, чтобы максимально снизить риски и сократить срок окупаемости.

- Почему вы полагаете, что риски несущественны?

- Взять, допустим, туризм. Какие необходимы условия для его развития? Природные ресурсы. Они в крае есть. Исторические ценности, которые бы туристы могли посмотреть. Они тоже есть: Бийск, Колывань, наскальные рисунки, шикарные озера. И третье условие – наличие инфраструктуры. Этого у нас нет. Туриста нужно хорошо принять, обслужить. Хорошего сервиса, кстати говоря, в крае тоже нет. Мы столкнулись с тем, что не смогли набрать 80 человек персонала в Белокурихе и вынуждены были приглашать людей из Бийска, Барнаула, Новосибирска.

Есть и другие слабости. Например, слабая информированность. Никто раньше не рекламировал Алтай. К нам в основном едут жители близлежащих регионов. А так как эти регионы рядом, то люди не заморачиваются: садятся на машины, приезжают на два-три дня с палаткой. Мы же ставим задачу – создать такие условия, чтобы они могли остановиться, хорошо отдохнуть, посетить рестораны, съездить на шикарные экскурсии, полетать на вертолете и при этом оставить больше денег, чем они оставляют, путешествуя на своей машине. Хотелось бы, чтобы сюда пошел иностранный туризм. Одно из направлений деятельности – Монголия. Сейчас это очень популярная страна. Но туристы оттуда могут быть направлены к нам. Это одна из возможных задач, которые мы перед собой ставим, – забрать поток туристов из Монголии, провести их по Алтаю и отправить домой из Новосибирска.

Трудности перехода

- Раз уж вы затронули тему Монголии и приграничного сотрудничества в сфере туризма, не могли бы вы поподробнее рассказать о подготовленном вами проекте маршрута «Алтай – золотые горы»?

- Эта идея витала в умах многих людей в Алтайском крае в течение четырех лет. Весной этого года меня пригласили поучаствовать в координационном совете «Наш общий дом – Алтай», который проходил в Горно-Алтайске. Тогда я услышал об этой идее. Я решил инициировать ее развитие. Был назначен специальный человек для организации маршрута. Нужно было созвониться со всеми сторонами, выяснить детали. Большое содействие в этом нам оказало Управление края по обеспечению международных и межрегиональных связей. А в июне была осуществлена экспедиция по четырем странам Алтая.

- Чем вас привлек этот маршрут? О нем действительно долго говорилось, но до реального воплощения дело так и не доходило – требовалось создание дополнительной инфраструктуры.

- Мы поставили задачу - определить точки роста и привлечения инвестиций в рамках этого маршрута. Составили для себя карту тех районов, где возможно развитие: где-то - близ границы, где-то около шикарных природных мест. Такие же проблемы – недостатка инфраструктуры - есть и у монголов, и в Казахстане. Допустим, на Рахмановских ключах в Казахстане сейчас строится шикарный комплекс, работы контролирует лично президент страны Нурсултан Назарбаев.

В ходе экспедиции мы изучили все дороги. Поняли, например, что с низкопрофильной резиной в Монголии делать нечего. Мы сами на себе ощутили трудности прохождения пограничных переходов. Даже крупные руководители, сопровождавшие нас на той или иной территории, были вынуждены по три-четыре часа добиваться, чтобы нас пропустили. А ведь мы шли с флагами, транспарантами, наше появление было заранее озвучено. Еще одна проблема – это отсутствие международного статуса у пограничного перехода из Китая в Монголию, русским туристам было бы проблематично через него пройти.

Презентацию проекта, созданного нами по итогам экспедиции, мы провели на международной конференции в Китае, в городе Урумчи. Все материалы мы отправили организаторам заранее, их перевели на китайский язык. Были изданы специальные буклеты. Мы представили шикарный фильм, снятый оператором Сергеем Шакуро. В ходе презентации был показан график прохождения маршрута, основные его ценности, тенденции развития и то, чего не хватает для полноценного запуска маршрута: придание, как я уже сказал, международного статуса пограничному переходу и возможность проезда российских туристов по маршруту на автомобилях.

- Что удалось решить?

- На правительственном уровне сейчас решается вопрос оформления перехода как международного. С автомобилями нам не то чтобы отказали, но рекомендовали получать разрешение на особый проезд. То есть туристы смогут поехать, но не на своих, а на наших автомобилях, которые будут иметь специальные пропуски или номера.

Это первый совместный проект предпринимателей и власти, который можно назвать не просто положительным – уникальным – опытом сотрудничества. Власть видит перспективы развития, решает юридические вопросы, а предприниматели вкладывают деньги.

- Каков объем инвестиций, требуемых для создания инфраструктуры по следованию этого маршрута?

- Эта цифра пока не просчитана. Но у нас есть такие расчеты: для того, чтобы маршрут заработал, нужно построить 12 комплексов на территориях разных государств. Мы уже наметили места, которые считаем наиболее окупаемыми и менее рискованными, и уже приступили к осуществлению там проектов. Например, в Курьинском районе на озере Белое начато строительство гостиничного комплекса на 40-50 мест.

- Вас не смущают расстояния между основными пунктами маршрута? Много ли людей осмелятся на его преодоление?

- Мы проводили опрос туристов. Люди не хотят пребывать на одном месте. Посетив Телецкое озеро, прокатившись по нему, посетив водопад Корбу, они думают, что делать на третий день. А дальше они либо сплавляются, либо идут через перевал в Улаганский район – на месте они не хотят сидеть.

Пионеры Алтая

- Только ли с маршрутом вы связываете планируемые вами проекты?

- Всегда верен только комплексный подход. Нельзя сказать, что первично, что вторично. Первичными были маркетинговые исследования, оценка опасностей, которые могут возникнуть при создании бизнеса. Конечно, на самой экспедиционной деятельности много денег не заработаешь. Значит, мы должны инвестировать средства в инфраструктуру и зарабатывать на ней.

- Расскажите подробнее о других ваших проектах.

- Первый – это «Беловодье». Он уже запущен и работает. Второй – это маршрут «Алтай – золотые горы». Третий – это комплекс «Белое озеро», где будет стоять не просто дом, а корабль. Там же архитектурно предусмотрен старинный маяк. Также будет стоять несколько коттеджей для размещения.

Комплексный подход к развитию говорил о том, что нам нужна надежная строительная компания. Поэтому одно из направлений нашей деятельности – это создание предприятий по производству стройматериалов. Для этого проекта уже заказано оборудование. Более того, уже заключены контракты на приобретение того бетона, который будет произведен в следующем году. Это современный подход - начинать со спроса. Кроме того, наше внимание привлек долгое время бездействовавший завод «Карбит» в Бийске. Он нам интересен тем, что на нем можно производить теплоизоляционные материалы. Сегодня край ими обеспечен лишь на 5-7%.

Также в рамках работы над маршрутом «Алтай – золотые горы» мы совместно с томскими партнерами планируем запустить проект на Телецком озере. Собираемся отреставрировать корабль «Пионер Алтая». Мы изучили, какие судна сейчас востребованы на озере. Оказалось, что не маленькие лодочки, а корабли для размещения, для проведения конференций на воде. Было произведено обследование «Пионера Алтая», есть заключение специалистов. Они сказали, что корпус корабля еще нас переживет: холодные воды озера не дали ему сгнить.

Кроме того, мы планируем реализовать проект «Русская деревня» - жилой туристический комплекс в духе XVII-XVIII веков. Сейчас ищем место, куда ее поставить. У нас уже есть архитектурные прорисовки. Планировали разместить в Белокурихе, чтобы охватить не только оздоровительное, но и собственно туристическое направление.

- Сколько уже удалось привлечь инвестиций в Алтайский край и сколько еще удастся, если задуманные вами проекты реализуются?

- Думаю, общая стоимость всех наших проектов превышает миллиард рублей.

Специальный вопрос

- Насколько важно для вашей ассоциации взаимодействие с властями?

- Нам однозначно помогает такое взаимодействие. Без этого сотрудничества наши проекты вообще бы не развивались. Взять маршрут «Алтай – золотые горы». Сначала он обсуждался на самодеятельном уровне, но когда в процесс включились власти на уровне руководителей регионов, он приобрел принципиально иной статус. Если заместитель главы региона подписывает соглашение, начальники управлений не могут его не выполнить, не составить нужные программы. Это очень большая поддержка.

О чем еще рассказал Виталий Неволин

О пользе иностранного туризма

Администрация края права в том, что нужно привлекать иностранный туризм. Он дает колоссальный опыт общения. Ведь с чем приходится сталкиваться? Можно найти администратора, который говорит на двух-трех языках. Но попробуйте найти врача, который бы смог обслужить француза или китайца. Могу привести такой пример. Наша компания в Кузбассе сотрудничает с Китаем, поставляет оттуда огнеупорные материалы. Стало гораздо легче работать, когда мы обучили языку двух студентов: один стал работать в Китае, другой - в нашем офисе. Мы сразу ощутили возросшую интенсивность развития этого направления. Думаю, международное сотрудничество приведет к тому, что и в школах, и в вузах языки начнут изучать больше.

Об ангеле-хранителе

- Я всю жизнь проработал в тяжелой металлургии. Но мне всегда казалось, что создан я не для этого. Мне всегда хотелось делать что-то позитивное, связанное со сферой обслуживания. Я, вообще, позитивно настроенный человек. Даже если какие-то трудности бывают, то они проходят почему-то мимо меня. Может быть, я кем-то защищенный человек, возможно, у меня сильный ангел-хранитель.

О Монголии и визит-центрах

- В разных районах, где останавливаются туристы, нужны так называемые визит-центры, предусматривающие наличие минимальной инфраструктуры. Когда мы были в Монголии, то жили в юртах, нам играли на домрах, то есть ощущение проникновения в национальную самобытность было полным. Но чуть в стороне стояло скромное помещение с четырьмя-пятью душевыми кабинами, туалетом, горячей водой. И так должно быть везде.

Досье

Виталий Михайлович Неволин родился в 1959 году на Урале. Окончил Томский политехнический институт. Почти 20 лет проработал в Новокузнецке на металлургическом комбинате, где завершил работу в должности замдиректора по маркетингу. Окончил Академию внешнеэкономических связей по специальности «Создание и управлением предприятие на территории России». Три года проработал в «Евразхолдинге» заместителем директора Торгового дома. Позже возглавлял огнеупорный завод в Нижнем Тагиле. С 2004 года занимается частным бизнесом. Сегодня – председатель совета директоров компании «Беловодье» и Ассоциации «Инвесторы Алтая». Занимается не оперативным управлением, а стратегическим развитием различных направлений. Увлекается теннисом, горными лыжами. Активный болельщик футбольной команды «Томь».