ноябрь 7, 2007
На фоне осеннего ценового скачка тема “покупай алтайское” вновь стала объектом внимания властей. "Наша продукция производится в избытке - все основные группы продовольственных товаров производятся на месте, но при этом цены в наших магазинах не ниже, чем в соседних регионах", - сокрушался губернатор Карлин на недавнем рабочем совещании. Долю алтайских товаров на продовольственном рынке края в 53% он назвал позорно низкой и призвал увеличить ее минимум до 70%. "Это выглядит примерно так же как, если бы в Кузбасс завозили уголь", - съязвил Карлин.
Достичь100%?
Поговаривают, что краевые власти озвучивали и более амбициозную цифру - 100%. В нынешних условиях такая задачка представляется труднорешаемой, ведь сумма состоит из нескольких слагаемых - производителя, продавца и власти. А они пока договориться не могут. Недавний "круглый стол", посвященный продвижению местных товаров в розничных сетях, тоже, увы, не помог приблизиться к решению задачи.
Слагаемое 1: производители
Производители план Карлина поддерживают, но при этом жалуются на проблемы с торговыми сетями.
- Главная проблема - высокие входные бонусы, - признается Андрей Караулов, заместитель директора по развитию ТД “СПТК”. - Все остальные экономические условия для нас приемлемы. Хотя бывают случаи, когда розница просто не желает видеть у себя определенные марки товаров. В таком случае выставляют завышенные требования, которые изначально экономически нерентабельны.
Олег Ермолаев, директор ОАО “Добрый знак” (торговая марка “Золотой Алтай”), уверен, что жесткие требования розницы отражаются не только на рентабельности, но и на качестве продуктов.
- Сети требуют от производителя, чтобы товар был конкурентоспособным по цене, - говорит он. - Но при этом загоняют нас в такие условия, что приходится работать над себестоимостью своей продукции, а это может повлиять на качество товара. Посмотрите на растительное масло на полках - нет гарантии того, что оно произведено из натурального сырья.
По мнению алтайских производителей, больше остальных на них давят крупные федеральные сети - “Холидей” и “Лента”, которые диктуют свои условия. Зато свои обязательства исполняют не всегда.
- С “Лентой” мы вели переговоры полтора месяца, подготовили все документы и договоры и буквально перед открытием нам объявили, что мы не попадаем на полки, жалуется Андрей Коростелев, руководитель ООО “Удачный выбор плюс”. - И уже в течение месяца можем пробиться даже к менеджерам. Хотя договора все подписаны, входные бонусы заплачены, ассортимент оговорен.
Слагаемое 2: крупные сети
Сетевики же уверены, что проблема в самих производителях.
- Какой нам смысл не пускать местных производителей? - удивляется Владимир Горбачев, руководитель алтайского филиала торговой сети “Холидей”. - Те производители, которые на виду и имеют хорошие объемы, работают с нами. И не только по краю, но и по всей Сибири. Например, производитель “Озорного племяшки” ("Удачный выбор плюс") поставляет свои пельмени по всей нашей сети.
- Наши требования к производителям просты - объемы, качество, цена. Если все это есть в одном пакете, мы готовы работать, - отвечает Владимир Горбачев. - Но не по всем позициям. Например, по алкогольной продукции. Ведь кроме водки в этом сегменте есть еще коньяк, вина и прочее. А на Алтае такие товары не производят.
Слагаемое 3: мелкая розница
Другой вопрос - почему производители говорят только о сотрудничестве с крупными сетями?
- Мы продаем не меньше продукции, но цену нам выставляют заведомо выше, возмущается Людмила Болотова, директор ООО “Люкс”.
Забавная ситуация получается: если крупные сети порой выкручивают руки производителям, то последние делают то же самое с мелкой розницей.
- Сетям выставляется одна цена - 39 рублей за бутылку масла, а мелким магазинам - 46-48 рублей. И как мы должны это объяснять покупателям? С кем вы потом останетесь работать, когда все захватят сети? - обратилась Болотова к производителям.
Слагаемое 4: власть
Все участники рынка согласны, что решить эту задачку можно только при участии властей. Правда, каждый считает, что власть должна быть именно на его стороне.
- Власть должна лоббировать наши интересы, - уверен Андрей Караулов. - Потому что мы платим налоги в нашу казну.
- Надо помогать таким предприятиям, как мы, - соглашается Евгений Коростелев, представитель фирмы “Модест”. - Власть должна договариваться, чтобы сети обратили внимание на социально значимые предприятия.
И власть договориться пытается. Иногда по-хорошему - заключает с ритейлерами соглашения. Иногда по-плохому - ставит административные барьеры. Однако, судя по доле алтайских товаров у иногородних ритейлеров “Холидея” и “Ленты” (51% и 24% соответственно), договориться пока удается не всегда.
Чему равен х?
Пикантность ситуации в том, что за спорами забывают о главном слагаемом - потребителе.
- Торговля реализует то, что покупают, - напоминает Борис Шеляков, председатель комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула. - И именно потребитель определяет набор товаров на полках.
- Мы просто вынуждены, например, покупать кузбасские колбасы, потому что их спрашивает покупатель, - соглашается Людмила Долгова, руководитель магазина “Рассвет”.
Владимир Горбачев предлагает производителям присмотреться к тому, что предпочитает потребитель.
- Например, фасованный картофель покупатели выбирают помытый и упакованный в пластиковый пакет, - говорит он. - С хорошими товарным видом и вкусовыми качествами. Именно над этим надо работать местным производителям. Те, кто приходит с предложениями и старается продвигать товар, не имеют проблем. Теоретически стопроцентная доля местных товаров реальна. Но это возможно только в том случае, если Алтайский край готов предоставить потребителю все товары, которые он привык видеть на полках.
Все входящие - платно
Бонусы за вход на полки торговой сети, по уверению товаропроизводителей, основной барьер, мешающий увеличить объем поставляемой продукции. При этом платить приходится за все - за вход, за место на полке, а порой даже за то, что бы товар стоял этикеткой к покупателю. Чем больше сеть, тем выше цена за вход.
- Мы предприятие муниципальное, и цены нам утверждает городской комитет по ценам. И плата за вход в себестоимость не входит. Поэтому это сильно бьет по нам, - рассказывает Евгений Коростелев.
Сами розничные сети практику взимания платы за вход афишировать не любят и публично в этом не признаются.
- Есть, наверное, какие-то условия, но какие именно, я не знаю, - ответил “СК” Владимир Горбачев на вопрос о бонусах. - Лично этим вопросом не занимаюсь, это прерогатива коммерческого отдела в Новосибирске.
К тому же производители признаются, что нередко входную плату приходится отдавать неофициально - в конверте. Российские депутаты уже не первый год говорят о законодательном запрещении бонусов, но пока законопроект завис.
Сколько стоит вход?
В каждом конкретном случае плата за полку бывает разной - все зависит от размеров торговой сети, популярности бренда и вида товара. Наши собеседники не стали называть цифры. Но в прошлом году газета “Ведомости” выяснила, сколько денег берут за позицию в год в российских торговых сетях.
Кетчуп - по $ 10-50.
Замороженные овощи, морепродукты - $ 300.
Кондитерские изделия - $ 50-1000.
Алкогольная продукция - $ 1000-10000.
Сигареты - $ 1000-10000.
Сумма может умножаться на число единиц товара, выставленного на прилавке, и число магазинов в сети.
Доля продукции алтайских производителей в крупнейших сетях Барнаула
“Раздолье” - 74,8%
“Пятерочка” - 72,6%
“Аникс” - 63,9%
“Мария-Ра” - 58,1%
“Ладья” - 51,9%
“Холидей” - 51,3%
“Лента” - 24,2%
Источник: комитет по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула.