Формально народные. Депутаты крайсовета - о себе, своем статусе и своей работе

ноябрь 7, 2007

Дискуссия вокруг предлагаемых фракцией "Единая Россия" изменений в Уставе Алтайского края на октябрьской сессии краевого Совета народных депутатов длилась около полутора часов. Так долго не обсуждали даже принятый в этот день во втором и окончательном чтении бюджет края. Впрочем, оно и понятно: речь в поправках шла о самих депутатах.

Можно предположить, зачем фракции "ЕР" понадобилось инициировать, а губернатору Карлину - одобрить поправки о смене названия законодательного органа края ("Законодательное собрание" вместо "Совета народных депутатов") и увеличении срока депутатских полномочий начиная со следующего созыва с четырех до пяти лет.

Первым - допустим, чтобы самоутвердиться и в канун выборов продемонстрировать всем, кому интересно, кто сейчас является главной силой, кто "задает тон" в законодательном органе региона. Второму - примерно затем же: показать центру, что у губернатора все под контролем и Алтайский край - никакая вовсе не "проблемная территория" и не "пряжка красного пояса", а вполне соответствующий современным политическим реалиям субъект.

Так или иначе, но законопроект все равно на сессии "прокатили": при необходимых 46 голосах "за" проголосовал только 41 депутат. Против - 17, еще двое воздержались. Зато сама дискуссия, превратившаяся неожиданно из традиционного столкновения аргументов и контраргументов в некое подобие рефлексии на тему "кто мы, депутаты, и в чем суть нашей деятельности?" - оказалась весьма любопытной. Вот что, оказывается, думают о себе и своей работе наши народные (пока еще) избранники.

- Как показывает практика, депутат первые два года только набирается опыта, а лучшие результаты в законотворческом процессе достигаются именно уже с третьего года работы. Более того, это полностью вписывается в общие тенденции, происходящие как на федеральном уровне, так и на уровне других субъектов.

По изменению наименования нашего представительного органа на "Законодательное собрание Алтайского края" - мы здесь не предлагаем ничего нового, просто возвращаем то, что было утрачено после 1999 года, когда Законодательное собрание было переименовано в КСНД. Сегодня понятия "народный депутат" нет ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве, ни в названии законодательных органов в 78 из 84 субъектов РФ. Только в пяти субъектах есть слово "совет", и в четырех, включая Алтайский край, - слово "народный".

Возникает вопрос: депутаты от смены бренда что, стали ближе к народу? Ведь понятно, что депутат был и будет и останется прежде всего выразителем интересов населения, своих избирателей. Вопрос в том, как депутат должен выражать свои интересы. Ответ тоже очевиден: посредством принятия законов, постановлений, целевых программ, контролем за их исполнением, чем мы с вами и занимались в течение всего созыва. Сегодня ситуация в стране в корне изменилась. Депутату-одномандатнику приходит на смену депутат, за которым стоит серьезная политическая партия, с помощью которой действительно можно достичь серьезных результатов, оказать реальную помощь как всему населению, так и реальному человеку.

- …Речь идет не просто о формальной смене названия, игре слов, а о глубоком содержании. Сегодня орган законодательных инициатив, Совет народных депутатов,

пытаются перевести в узкое стойло "законодателей". Я понимаю это так: вот принял закон, проголосовал - и дальше сиди, никуда и ничего. А избиратели, интересы территорий уже вроде как нас и не касаются. Не знаю, может, кого-то это и обрадует.

<…>Депутатский контроль, радение депутатов за свои территории, за своих избирателей - наш с вами священный долг. Если мы ограничиваемся только тем, что принимаем законы и больше ничего не делаем, тогда мы действительно не народные, тогда надо это слово убирать. Теперь по срокам: ну почему пять лет? По моему личному опыту, эффективность работы депутата зависит не от времени сидения в депутатском кресле, а от его позиции и его отношения к избирателям.

:

- Законопроект подготовлен с учетом исторических традиций, опыта субъектов Российской Федерации, он соответствует современным реалиям и тенденциям в развитии государства. Четырехлетний срок полномочий не позволяет депутатам в полной мере вникнуть в суть сложной и ответственной законодательной деятельности, реализовать свои полномочия. Что касается предложения о переименовании краевого Совета, считаем, что в этом плане в названии "Законодательное собрание Алтайского края" закрепляется основная функция органа. Это полностью соответствует конституционному принципу разделения властей.

- Когда я шла работать в краевой Совет народных депутатов, я думала, что иду в Законодательное собрание. Честное слово, не знала, что он так называется. И очень многие избиратели не могут расшифровать эту аббревиатуру - АКСНД… Лично мое мнение: мы не просто совет, когда народ собрался и посоветовался…

- Мы сегодня осуществляем действие ради действия. Мы ведем бессмысленную работу…

Давайте все-таки подумаем каждый о делах. Подумайте, чем вы будете следующие пять лет, которые вы просите, здесь заниматься, какое количество документов придется переписывать из-за смены названия…

- Давайте вспомним историю. Вот депутаты краевого Совета трудящихся раньше были. Нас выдвигала коммунистическая партия, давали нам избиратели наказы, которые согласовывались, кому мост построить, кому дорогу. У нас сейчас получается, послушайте - "Совет советов", мы же не советуемся, а принимаем по сути, наша обязанность прежде всего - законодательная работа. Никакой тут политики нет. Надо внимательней слушать.

- Владимира Владимировича (Путина. - Прим. ред.) сейчас призывают остаться на третий срок, поменять Конституцию, а он говорит - нет, я уважаю Конституцию. Когда ведущая фракция, получив положительное заключение главы администрации края, вносит закон, которого даже не было в плане законопроектных работ, возникает вопрос: а испытывают ли заинтересованные в принятии этого решения какое-то уважение к основному закону Алтайского края? Совершенно понятно, что их отношение к Уставу края диаметрально отличается от отношения президента РФ к Конституции (…) 45 из 50 депутатов в 1999 году голосовали за нынешнее название. Здесь сейчас присутствуют четыре депутата из тех 45, по алфавиту: Вольфсон, Лазарев, Назарчук, Рыжак Николай Викторович… По срокам, я так понимаю, за четыре года поработать депутатом нормально никак не удается, - только так можно понять приведенный разработчиками аргумент.

- Я тут услышала, что, оказывается, суть моей депутатской деятельности зависит от того, есть ли в названии органа, в котором я работаю, слово "народный"… Я хочу, чтобы люди, идущие на выборы, понимали, куда они идут и зачем. И что они будут заниматься не тем, что кому-то чего-то обещать, а будут заниматься законотворческой деятельностью.

- Сегодня две трети общества - люди, которые будут определять и сегодняшнее настоящее, и завтрашнее. Название "Законодательное собрание" наиболее полно отражает все функции и задачи этого органа. В образе мышления нынешнего поколения оно живет более плотно, чем, наверное, нынешнее название. Ну и надо учитывать ситуацию, в стране сейчас в большинстве принято название "Законодательное собрание", и выбиваться из общего правила - не в пользу нашему обществу.

- Лично мне милее название "Совет народных депутатов". Но каждое название должно отражать суть, реальность, а не наши мечты. А реальность, это я насчет "народных депутатов" - а есть ли в составе краевого парламента депутаты от народа? Механизаторы? Нет. Доярки? Нет. Учителя? Нет. Участковые врачи? Нет. Водители троллейбусов? А как депутатов всех уровней воспринимают люди труда? Да как законодателей, а далеко не как народных заступников. Насчет слова "совет" - ну какой у нас тут совет, когда у нас на протяжении ряда лет диктат одной партии…

Особое мнение

- Речь идет не о технической, терминологической проблеме, а о сути содержания деятельности законодательного органа Алтайского края. Предложенные изменения правильны и своевременны, впереди избирательный цикл, и мы должны войти в него адекватными и конституционному законодательству, и, я не отрицаю этого, социально-политической ситуации общероссийской и региональной. Не приняв этот закон, мы опять выпадем из общероссийского формата на очередные четыре года…