«Мы еще не реализовали все свои возможности». Сергей Терентьев о глобальных планах компании МТС в Алтайском крае

ноябрь 20, 2007

Сотовый рынок в Алтайском крае сформировался пару лет назад. В нем четко определились операторы-лидеры, середняки и аутсайдеры. Компании давно уже не ведут ценовые войны, а решают какие-то свои стратегические задачи. Да и дальнейший прорыв этого рынка возможен только через несколько лет, когда появится стандарт 3G. Тем не менее компания МТС готова в следующем году всерьез встряхнуть рынок. Твердое второе место в Алтайском крае ее давно уже не устраивает. О том, как МТС рассчитывает выйти в лидеры, рассказывает директор филиала Сергей ТЕРЕНТЬЕВ.

От нас ждут роста

- При взгляде со стороны, Сергей Юрьевич, создается впечатление, что ничего сверхъестественного на сотовом рынке края не происходит.

- Действительно, может показаться, что все стало на свои места. Есть устоявшиеся лидеры рынка - «Вымпелком» и «МТС» Отчасти я согласен с тем, что эпоха резких телодвижений c бесплатной раздачей SIM-карт на местном рынке закончилась. Однако, в соответствии со стратегией лидерства МТС, мы будем стремиться к улучшению своих позиций - через повышение уровня обслуживания наших абонентов, сегментированные маркетинговые предложения, улучшение качества связи и предоставляемых услуг. Стратегические задачи не менее интересны и важны, чем ценовые войны.

- Какие же задачи ставит перед собой компания МТС в Алтайском крае?

- Мы прогнозируем увеличение нашей доли до классического соотношения «40-40-20». То есть львиную долю рынка примерно в равных пропорциях в ближайшем будущем поделят две компании. В 2008 году МТС закладывает значительный бюджет на свое развитие в Алтайском крае. Инвестиции будут направлены на капитальное строительство: мы существенно расширим зоны покрытия сети GSM за счет увеличения в полтора раза количества базовых станций. Они появятся в первую очередь в таких райцентрах, как Бурла, Хабары, Усть-Калманка, а также в районах, расположенных вдоль границы с Казахстаном, и трассы на Горный Алтай. Все это позволит увеличить пропускную способность нашей сети, которая в настоящий момент не позволяет реализовать все идеи и проекты, существующие у компании. Помимо масштабного строительства мы продолжим улучшать качество предоставляемого сервиса и расширять возможности абонентов за счет сегментированных предложений.

- И с каких позиций стартует ваша компания в этот проект?

- По нашим оценкам, компании уже принадлежит 30-32% местного рынка, хотя МТС пришла в Алтайский край на 3,5 года позже основного конкурента. Мы рассчитываем в 2008 году увеличить свою рыночную долю. Более того, филиал в Алтайском крае включен в перечень наиболее значимых регионов для развития, от которых в следующем году ждут наиболее интенсивного роста.

- Что вы можете сказать об объеме инвестиций, которые панируется направить на развитие?

- Только одно: цифры на порядок превышают инвестиции текущего года.

- Тем не менее, чем интересен местный сотовый рынок компании МТС? Каковы его три основные тенденции, на ваш взгляд?

- Рынок интересен тем, что мы еще не реализовали здесь все имеющиеся возможности. Запас для роста у нашей компании, несомненно, есть.

Что касается основных тенденций рынка, то я бы отметил следующее. Во-первых, однозначно сокращается количество подключения новых абонентов. Это объективно и понятно. Основная часть абонентов в крае уже давно подключилась и обслуживается у того или иного оператора.

Вторая тенденция – акцент в конкуренции перемещается в сторону городов и районов так называемого «второго эшелона». Таких, как Рубцовск, Заринск, Славгород и в райцентры. Фактически это конкурентная борьба за сельского потребителя услуг. И хотя окупаемость строительства базовой станции в любом из районов произойдет не скоро, сотовые компании и их дилеры понимают, что в Барнауле завоевывать новых клиентов очень сложно.

Третья тенденция – происходит жесткое сегментирование рынка по клиентам. Если вы обратили внимание, у сотовых компаний давно нет тарифов, предназначенных для всех. Мы перестраиваем свою тарифную политику под четко определенные группы абонентов.

- Если говорить о конкуренции за сельского пользователя, то интересно было бы узнать, какой процент этой группы населения еще не охвачен сотовой связью в Алтайском крае? Ведь важно понять, за какую долю рынка ведется борьба.

- Процент неохваченных услугами сотовой связи сельских жителей еще довольно высок. И это радует, как и то, что доля сельских пользователей у нас стабильна, и увеличивается на 0,3-0,5% в месяц. Это хороший показатель. И в 2008 году мы сможем его существенно нарастить – наша зона покрытия значительно увеличится.

- Тогда поясните, какие районы в МТС оцениваются как наиболее перспективные?

- Это районы, где есть производство и, соответственно, высокая занятость населения. Где имеются культурные или туристические центры. С расширением зоны покрытия откроются новые перспективы. Особенно в приграничных районах, где активно идет товарный и культурный обмен. Не менее важны для нас районы, граничащие с Новосибирской областью, поскольку там МТС имеет абсолютные лидирующие позиции.

- Выделяя основные тенденции, вы ничего не сказали о стоимости голосовых услуг. Тарифам дальше некуда снижаться?

- Конечно, стоимость голосовых услуг для потребителей сегодня не высока, хотя голосовой трафик, конечно же, приносит компаниям прибыль. Ценовая политика ориентирована на потребности наших абонентов и будет выстраиваться в соответствии с рыночными тенденциями, исходя из целей и задач компании на рынке.

- Но сейчас набирает обороты инфляция. Доллар с каждым днем дешевеет.

- Вряд ли это отразится в стоимости тарифов. Я даже уверен в том, что никакого влияния на цены это не окажет.

- Тогда позвольте задать вам вопрос о показателе ARPU. На каком уровне он находится у компании МТС?

- Могу привести данные в среднем по нашей компании. ARPU по России оценивается на уровне $ 9. Конечно, в Москве он может составлять $ 18-20, а в отдельных регионах – менее $ 10. Отмечу, что показатель ARPU растет. Но я здесь не открою Америки: рост продиктован общим повышением благосостояния населения. Чем больше люди говорят и тратят денег на связь, тем выше ARPU.

- Ваш основной конкурент уже объявил о планах строительства в Алтайском крае сети нового поколения 3G. Вы отставать от него наверняка не намерены?

- Строительство сети 3G начнется, в первую очередь, в крупных городах, где есть платежеспособный спрос, большие объемы трафика и потребность в наращивании пропускной способности сети. В Алтайском крае МТС готова приступить к строительству сети уже в четвертом квартале 2008 года. Срок коммерческого запуска в значительной степени зависит от того, насколько быстро пойдет процесс выделения частот, необходимых для работы сети.

Основной пользователь услуг новой сети – это очень требовательный, продвинутый и мобильный человек. Ему сеть 3G необходима для качественной и быстрой передачи большого объема данных. Это более совершенный, мобильный Интернeт, доступ к тяжелому контенту, синхронизация e-mail, новые сервисы - Video-on-demand (VOD) и мобильное телевидение. За этими услугами – будущее, хотя сегодня большинству пользователей сотовый телефон необходим лишь для того, чтобы звонить, отвечать на звонки и, максимум, отправлять SMS.

Специальный вопрос

- Как случилось, что именно вы возглавили филиал МТС в Алтайском крае? Кто вас пригласил на эту должность?

- В этом никакого секрета нет. Меня пригласил директор макрорегиона «Сибирь» компании МТС Александр Иванович Маришин. Руководство компании на тот момент уже приняло решение, что в Алтайском крае необходима ротация кадров. Был проведен соответствующий конкурс, в котором я принимал участие. И после пяти или шести собеседований мне удалось этот конкурс выиграть. Руководством компании на первом этапе передо мной были поставлены следующие задачи: удержать долю местного рынка во время кадровых изменений и назначений, оптимизировать структуру управления, увеличить количество подключений к сети МТС.

О чем еще рассказал Сергей Терентьев

О ребрэндинге

- Есть такое понятие – «здоровье брэнда». Оно в компании МТС оценивается как очень высокое. Согласно проведенным исследованиям, узнаваемость брэнда в прессе возросла до 91%, а на телевидении этот показатель еще выше. Ребрэндинг был проведен не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. Кроме того, недавно АФК «Система» купила контрольный пакет акций оператора связи в Армении. Очевидно, что там тоже будет проходить продвижение наших услуг под новым брэндом. К тому же этот брэнд является сквозным. Под ним работают сразу несколько компаний, входящих в структуру АФК «Система». Таким образом подчеркивается синергия наших услуг.

О малом и среднем бизнесе

- Этот сегмент рынка нашей компании очень интересен. Это абоненты, у которых наиболее активно растет показатель ARPU и объем потребления трафика. Они активно пользуются как традиционными голосовыми услугами, так и новыми – управлением банковским счетом через телефон, автосигнализацией, электронным офисом и многим другим. Также эти абоненты очень быстро реагируют на все тарифные изменения и новинки сотового рынка. И еще очень важно, что эти клиенты проявляют гибкость и лояльность по отношению к оператору связи..

О стратегическом подходе

- Стратегия регионального развития МТС заключается в том, что помимо стремлению к лидирующим позициям на рынке компания везде старается уходить от зависимости. Имеется в виду, что все здания, сооружения, каналы связи являются нашей собственностью. Недавно в Западной Сибири была снижена нагрузка на сеть за счет пуска специального оптоволоконного кабеля, соединившего большинство регионов. И теперь весь внутренний трафик перевели в него. Я думаю, что со временем МТС перестанет восприниматься просто как сотовый оператор. Это будет компания, предоставляющая целый набор взаимодополняемых телекоммуникационных услуг. Такова стратегия развития АФК «Система».

Кто такой Сергей Терентьев

Сергей Юрьевич Терентьев родился 22 августа 1977 года в селе Леньки Благовещенского района Алтайского края. Сергей Терентьев окончил барнаульскую среднюю школу № 45. С 1994 по 1999 год получал высшее образование в АГУ по специальности «юриспруденция». Затем проходил службу в Вооруженных силах РФ. В 2003-2007 годах учился на экономическом факультете Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатизации (специализация - «экономика и управление на предприятии»).

Профессиональную карьеру начал в 2000 году юристом компании «Южно-сибирская сотовая связь». В 2001-2002 годах работал генеральным директором торгово-сервисного центра «Мобильный». В 2002-2003 годах совмещал должности генерального директора компании «Алтайские таксофоны» и директора компании «Интелком». В 2003-2004 годах – исполнительный директор компании «Интелби». С 2004 по 2007 год работал исполнительным директором компании «Инфотэкс» (торговая марка – TelePay). В июне 2007 года был назначен директором компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в Алтайском крае.

Женат, воспитывает двоих сыновей.