Наша фантастическая политика. Автор книги о братьях Стругацких публицист Борис Вишневский - о выборах

ноябрь 22, 2007

Известный публицист, политический и экономической обозреватель, коллега Анны Политковской и Юрия Щекочихина по "Новой газете" Борис Вишневский предпочитает фантастическую литературу. Это понятно: десятилетиями фантастика у нас служила приютом для крамольных мыслей и смелых высказываний, а на книжках братьев Стругацких выросло немало правозащитников.

Вот и в современной политической жизни России, куда ни посмотришь - сплошь фантастика и сюжеты не то для утопий, не то для антиутопий. Об этой фантастической реальности и состоялся разговор с Борисом Лазаревичем во время его недавнего визита в Барнаул.

"Это другой дон"

- У Стругацких в "Трудно быть богом" наглядно иллюстрируется, что бывает, когда к власти приходит серость, - следом идут черные с мечами в руках. Как, по-вашему, велик риск, что вот-вот нам это и сама жизнь в очередной раз подтвердит?

- Ну, у нас сейчас властвуют, я бы сказал, не серые, а какие-то бесцветные, что ли. Отсюда и лояльность самых причудливых форм. Но, конечно, из этой книги много что сейчас сбывается. Я с нетерпением жду экранизации "Трудно быть богом", Алексей Герман ее семь лет снимал, вроде бы закончил. Но опять же я недавно слышал его слова, что он наконец-то понял, о ком снимает этот фильм. Получается, что вроде как о Путине. А я в книге знаю только одного соответствующего персонажа, и это не дон Румата, а другой дон.

- Писали, что Герман снимает о том, как трудно сейчас "быть богом", трудно, но приходится. Президент на днях заявил, что и после 2008 года у него останутся рычаги влияния на правительство, Госдуму и так далее. По-вашему, это фантастика или реальность?

- Посмотрите, какие есть варианты. Путин уже публично отказался от поста премьер-министра, тем более при нынешнем конституционном режиме это пост сугубо подчиненный по отношению к президенту. Президент без объяснения причин может отправить правительство в отставку, и премьер-министр не вправе этому воспротивиться. Можно занять должность председателя Госдумы или возглавить партию в Госдуме, имеющую большинство. Но особенность нашего политического режима в том, что даже партия, которая контролирует Госдуму, все равно не может доминирующим образом влиять ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику страны. Ибо парламент у нас в Конституции 1993 года почти безвластен. Он не может сам назначать министров, снимать министров, не может отправить правительство в отставку даже ценой собственного роспуска, он ничего не может по сути. То есть, даже находясь во главе парламента, партии, контролирующей парламент, Владимир Владимирович будет иметь ограниченные возможности.

Так что заявление президента о том, что он намерен сохранить контроль над ситуацией в стране, или блеф, или его признание в том, что он намеревается провести изменение нашего конституционного строя, или вариант, который я, например, предсказывал еще года тому назад, - это вариант зиц-президента. Помните, был зиц-председатель Фунт в "Золотом теленке"? Так вот избирается технический президент, который через полгодика заявляет, что он не в силах больше нести тяжкий груз государственных обязанностей и уходит в отставку. А в соответствии с Конституцией, как только возникает перерыв в исполнении президентских полномочий, ничто не мешает Владимиру Владимировичу снова избираться на этот пост. И еще восемь лет, пожалуйста, не нарушая Конституцию.

Надо трепыхаться

- Многие высказываются на тему выборов, что "за нас все уже решили" и смысла нет…

- Смысл есть, конечно. Когда я в 1989 году участвовал в избирательной кампании как наблюдатель от одного из кандидатов, мне говорили все знакомые: "Да куда вы лезете, все равно изберут тех, кого надо, от вас ничего не зависит, только зря трепыхаетесь, все равно будет так, как они хотят". Выборное законодательство тогда было не лучше нынешнего, административный ресурс был сильнее нынешнего. КПСС контролировала все: правоохранительные органы, избиркомы, никого из кандидатов в депутаты никто не знал еще за две недели до выборов. Но люди пришли, и в результате из семи членов обкома партии в Ленинграде шестеро провалились на выборах. Это показывает, что все зависит от людей: если люди придут на выборы в достаточных количествах, их результаты нельзя будет сфальсифицировать. Существует некий порог явки, при котором фальсификация не может оказать решающее влияние на результат. Ведь и в 89-90 годах во многих местах результаты выборов пытались сфальсифицировать, но ничего не вышло.

Когда говорят, что все предрешено и нечего на выборы ходить, а еще есть такая замечательная аргументация: мы не будем в этом участвовать, мы выше этой мерзости, мы в сторонке постоим, - я бы на месте ребят из Кремля просто аплодировал таким призывам. Это именно то, что им нужно. Если много людей приходит на выборы, результат может быть совершенно неожиданным. Если приходит мало, то результат будет для власти вполне прогнозируемым, так что все зависит от нас.

- А как насчет заявлений "пойду и испорчу свой бюллетень"?

- Это еще один подарок власти, которого она ждет. У демократически настроенного избирателя, на мой взгляд, есть выбор, им есть кого найти в бюллетене соответствующе его взглядам. А испортить бюллетень - это значит сделать ровно то, чего от него ожидает власть. Когда мне говорят, что шансы демократических партий невелики, я отвечаю: а зачем вы хотите сделать их еще ниже? Если вы не пойдете голосовать, тогда их шансы будут действительно невелики. Есть такая штука, называется причинно-следственная связь. Она именно такова: шансы невелики, потому что вы не хотите идти голосовать.

Согласные и несогласные

- В "марше несогласных" будете участвовать?

- Конечно, в Санкт-Петербурге он запланирован на 25 ноября, за неделю до выборов. И многие из моих коллег и знакомых будут. Я думаю, акция будет успешной, потому что очень сильно многих достали, особенно в последнее время, этим административным беспределом, демонстрацией того, что им все можно.

- Ну, многие, наверное, наоборот, примут участие в недавно созданном "Движении в поддержку президента...

- Нет никаких сомнений, что инициативой снизу все эти верноподданнические излияния не могу быть по определению. Конечно же, это все идет из Кремля, и, конечно же, это массовое обожание хорошо организовано. Мне бы очень хотелось посмотреть, что будут делать все эти люди, когда власть действительно сменится и когда, как всегда у нас, следующая власть начнет с того, что приступит к разоблачению злоупотреблений предшествующей. Все эти люди на свободных граждан не похожи, а как выглядит инициатива снизу и как выглядят свободные граждане, это я неплохо знаю.

Вишневский о "приватизации побед"

- Вы знаете, чего еще я боюсь? 40 лет я болею за "Зенит". Я рад, что "Зенит" наконец выиграл чемпионат, мы ждали этого с 84 года. Но теперь я совершенно уверен, что эта победа будет приватизирована. И что в предвыборной агитации одной из партий сейчас это займет достойное место, сейчас все заслуги они припишут себе. 26 ноября "Зениту" будут вручать золотые медали, церемония специально перенесена на более ранний срок. Обычно она проходит в конце декабря, тем более что у "Зенита" два матча в кубке УЕФА. У него сезон только 5 декабря заканчивается, но надо провести церемонию за неделю до выборов. Никто не сомневается, что вся она пройдет под "спасибо партии за это", как в старой частушке. Очень грустно это наблюдать, как возвращается старая традиция, когда спорт используется в политических целях. Помните, когда советские спортсмены что-то выигрывали, нам объясняли, что это доказательство преимущества социалистического строя? Социалистического строя нет, а методы примазываться к какому-то достижению все те же.

Справка "СК"

Вишневский Борис Лазаревич. Родился 15 октября 1955 года в Ленинграде.

С 1988 года - активный участник демократического движения в Ленинграде. Участвовал в работе клуба “Перестройка”, был членом Ленинградского народного фронта. Член бюро РДП "Яблоко". Докторант кафедры политологии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Эксперт Государственной Думы РФ, автор или соавтор более 50 федеральных законов и законов Санкт-Петербурга и поправок к ним. Публицист, политический обозреватель, лауреат премии Союза журналистов России 2002 года "За профессиональное мастерство". В 2004 году в Петербурге была издана книга Вишневского "Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда" - первое изданное в России исследование и история жизни и творчества писателей.