ноябрь 23, 2007
Российские рестораторы уже давно не помнят, что такое праздники, выходные и обеденный перерыв. А теперь они перестали видеть и границу между расстояниями - услуга доставки готовых блюд на дом фигурирует в прейскурантах большинства московских ресторанов уже несколько лет. Недавно веяние добралось и до Барнаула.
Услуга для домоседов
Особенно популярной услуга доставки стала именно в этом году. В данном случае предложение спровоцировало спрос: услугу доставки стали предоставлять как крупные рестораны типа “Мехико”, так и появившиеся в начале года рестораны, занимающиеся исключительно доставкой, - “Сакура” и “Фудзиямо”.
Потребителям услуга понравилась. В чем причина?
- Некоторые люди любят провести вечер в домашней обстановке. Они не идут в ресторан - у них могут быть маленькие дети или пожилые родители, - предполагает Инна Попова, менеджер траттории “Мехико”.
- В чем удобство доставки? - спрашивает Анастасия Аверина, исполнительный директор суши-бара “Сакура”. - Иногда людям просто не хочется никуда выбираться. Особенно в праздник, когда все кафе переполнены. А готовый ужин на дом - это отличное дополнение романтического вечера.
- К тому же это удобно для тех, у кого нет любимого кафе, а дома всегда уютнее, - предполагают в ресторане “Токио”.
Кто играет на рынке и что для этого надо?
Пока рынок доставки совсем новый, несформировавшийся, точных оценок его размера никто дать не может. Но дело это прибыльное и перспективное, отмечают участники рынка.
При этом со стороны доставка кажется довольно простой в исполнении. Дело в том, что расходы на запуск ресторана доставки значительно меньше. По оценкам Анастасии Авериной, расходы на открытие ресторана доставки на 30% ниже по сравнению с обычным. Судите сами: в этом случае не надо оформлять зал, арендовать дополнительную площадь, нанимать персонал. На чем не удастся сэкономить, так это на производстве и на рекламе. Но в итоге все равно получается, что вложений меньше, а доход примерно такой же. Но все это возможно только при условии правильной рекламной кампании, хорошем сервисе и качестве, резюмирует Анастасия Аверина.
В случае же с уже работающими ресторанами новых вложений почти не требуется, ведь в таком случае уже есть самое главное - кухня и персонал.
- Но нанять диспетчера и экспедитора придется. И обязательно вложиться в рекламу сервиса, - комментируют в ресторане “Токио”.
Что заказывают?
Сейчас доставочное меню предлагают как классические заведения общепита, так и специализированные рестораны доставки. Меню доставки от основного обычно не отличается - по телефону клиент может заказать все то же самое, что и в ресторане. Хиты заказов - пицца и суши. Причем популярность последних стремительно растет.
- В Барнауле долгое время не было именно японской кухни, и конкретно суши - это достаточно новое направление, - объясняет Анастасия Аверина. - К нам эта модная волна пришла из Москвы. К тому же суши - это полезная и диетическая еда. А многие сейчас стараются вести здоровый образ жизни.
Кто заказывает?
Среди клиентов ресторанов доставки можно встретить абсолютно разных людей: для одних обед на дом - просто приятное времяпрепровождение, для других - оптимизация времени при все более ускоряющемся ритме городской жизни. Особенно это удобно для “жителей” офисов, у которых нет либо столовой, либо времени.
Правда, рестораторы отмечают, что офисных работников среди их клиентов пока не так много. “Наши клиенты - это скорей люди, которые заказывают на праздники и домой, - отмечает Анастасия Аверина. - Причем среди них достаточно много постоянных клиентов”.
Проблемы услуги
Мешают пробки…
Развитие услуги порой сдерживают совершенно неожиданные факторы. Например, пробки на дорогах.
- К сожалению, иногда мы сталкиваемся с такой проблемой, - подтверждает Анастасия Аверина. - Порой экспедитор может задерживаться на 5-7 ?? исключительно из-за пробок. Для некоторых клиентов это критично. Просто человек заказывает не заранее, а когда уже проголодался. А тут еще приходится ждать. Хотя если прикинуть, в ресторане времени на ожидание порой уходит не меньше.
…и недостаток рекламы
Другой барьер для развития вытекает из специфики бизнеса. Инна Попова из “Мехико” признается, что информации об услугах такого рода слишком мало.
- Наши постоянные клиенты знают меню чуть ли не наизусть, - говорит она. - А вот новые люди об этом не имеют представления. Да, есть сайт, есть листовки, но этого мало. По сути, не хватает именно рекламы.
- Многие у нас просто не знают, что можно заказать еду на дом. К тому же не все еще знают, что такое суши и роллы, - соглашается Аверина из “Сакуры”.
Кстати, именно вложения в рекламу останавливают многих барнаульских рестораторов от строки “доставка” в свой прейскурант. “Для успешной работы такого сервиса необходим хороший рекламный бюджет, иначе услуга будет непопулярной и малорентабельной, - признался управляющий одного из барнаульских ресторанов. - Поэтому пока доставляем блюда только своим постоянным клиентам”.
Сколько стоит доставка?
Стоимость доставки колеблется в районе 50-200 рублей при том, что цены на ассортимент не отличаются от ресторанных. В случае со специализированными ресторанами доставки стоимость блюд обычно чуть ниже, чем в среднем по рынку.
В случае же крупного заказа доставка оказывается бесплатной. Например, в суши-барах “Сакура” и “Фудзиямо” доставка становится бесплатной при заказе от 400 рублей. А, например, в “Мехико” планка выше - 1000 рублей.
Среднее время доставки - 1 час с момента приема заказа.