"Жить по средствам. Это как?". Правительство РФ рассмотрело прогноз социально-экономического развития страны

май 18, 2014

От былого оптимизма в Белом доме не осталось и следа. Зато обыватели могут порадоваться, что чиновников станет меньше.

Согласно планам кабинета, в следующую трехлетку придется "жить по средствам". В нынешнем году правительство обещает потратить на 0,5% валового внутреннего продукта (ВВП) меньше, чем разрешено федеральным бюджетом, а в 2015-2017 годах бюджетный дефицит составит от 0,4 до 1,8% ВВП. Для сравнения: в странах ЕС разрешается иметь дефицит бюджета не более 3%, причем в эти рамки мало кто укладывается, что не мешает экономике расти.

А вот в России рост самый крошечный. В нынешнем году ожидается не более 0,5%, но если сохранится нынешняя внешнеполитическая напряженность, то будет даже сокращение ВВП на 0,2-0,3%. В дальнейшем ситуация может ухудшиться. Если за геополитический конфликт придется расплачиваться технологическим отставанием, то, как предсказывает Минэкономразвития, за ближайшие пять лет страна в два раза отстанет от мировой экономики по приросту ВВП: мир в среднем добавит 19,8%, а Россия — 9,6%. "Продолжение российско-украинского кризиса может привести к ухудшению условий заимствования, росту премии за риск и усилению оттока капитала, что вызовет ослабление рубля, рост инфляции и сокращение потребительской уверенности", — говорится в министерском прогнозе.

"Потребительская уверенность" российского населения уже начала снижаться. Показателем здесь служит падение продаж легковых автомобилей: с января по апрель — на 4%, а непосредственно в апреле — на 8%. Лучшие показатели у самых дешевых машин — Lada, которых удалось продать 37 030 штук. Но это на 16% меньше, чем в апреле прошлого года.

"В марте наблюдался резкий всплеск потребительского спроса, особенно на товары длительного пользования и автомобили, — говорит директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Юлия Цепляева. — Но это была первая реакция на резкое ослабление рубля. Я связываю всплеск с подготовкой к не очень хорошим временам, когда население повышает норму сбережения. Соответственно, во второй половине года потребительский спрос может еще более сократиться, добавляя в картину общего негатива свои краски..."

Кроме того, продолжится бегство капитала из страны. По разным данным, за I квартал чистый отток капитала составил от 50 до 63 млрд долларов, а в целом по году ожидается от 105 до 136 млрд.

"Экономика России характеризуется тем, что при негативных событиях из страны быстро убегает капитал, — говорит Юлия Цепляева. — Это "бегство" достигает 20 млрд долларов в месяц — примерно 1% российского ВВП. Таким образом, у нас не просто риски рецессии во второй половине года, а очень высокая вероятность. В то же время инвестиционная программа государства не увеличена".

Что же в этих условиях намерено делать правительство? Фактически — ничего нового. Кабинет усердно занимается проблемой 10-процентного сокращения аппарата управления на федеральном уровне и в регионах. "Нам нужен современный, компактный и эффективный государственный аппарат, ориентированный на запросы людей", — заявляет премьер, который не так давно уже объявлял об увольнении каждого пятого чиновника. Но почему-то больше половины сокращенных должностей уже возродились, причем с хорошо повышенными окладами.

Теперь Дмитрий Медведев заявляет, что усилия правительства будут сосредоточены на дальнейшем обуздании инфляции, что можно лишь приветствовать. Как было обещано ранее, в предстоящую трехлетку индексация тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию и железнодорожные перевозки, а также водоснабжение и водоотведение предполагается ограничивать темпами, не превышающими величины инфляции за предыдущий год. Однако сама инфляция уже снова подрастает — даже по официальным данным Росстата.

Вполне полезным делом занимается Минэкономразвития — готовит план повышения производительности труда к 2018 году. В промышленности она должна вырасти на 50%, в том числе в обрабатывающих производствах — на 77%, а в машиностроении — на 90%. Но какие отрасли получат приоритет, где и когда начнут появляться высокотехнологичные рабочие места, которых в стране должно появиться 25 млн, неясно. Параллельно уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов готовит предложения по разогреву экономики, венцом которых считается идея создания специальной администрации развития, которая будет отвечать за реализацию новых инвестпроектов. Руководить такой администрацией должен специально назначенный вице-премьер.

Хороши или плохи эти идеи, можно будет судить лишь после их полной проработки, в законченном виде. Но одно видно уже сейчас: подавляющее большинство предлагаемых мер могли появиться вчера или год назад, а также еще через большой или малый промежуток времени. Они преследуют цель перманентного улучшения нынешнего состояния экономики, которую кабинет, видимо, считает вполне работоспособной и относительно благополучной.

Такая тактика приемлема, если страна переживает лишь временные трудности и есть уверенность в краткосрочности нынешних внешнеполитических неприятностей. А пока на этот счет нет даже признаков. Наоборот, к политическому бойкоту России, который фактически объявили правительства ведущих стран Евросоюза вместе с США, Канадой и Японией, начинают очень осторожно, но присоединяться представители делового мира: на предстоящий Петербургский экономический форум отказались приехать около 70 ведущих бизнесменов и топ-менеджеров Запада, включая главу Европейского банка реконструкции и развития Суму Чакрабарти, президента Siemens AG Джо Кэзера, сопредседателя правления и CEO Deutsche Bank AG Юргена Фитчена и некоторых других китов мирового бизнеса.

А это очень нехороший признак: мы можем потерять доступ к новой технике и новым технологиям, уже имеющимся в высокоразвитых странах. Отставание наверстать вряд ли получится, даже если Россия сохранит рынки сбыта традиционного и главного экспортного товара — энергоносителей.

На недавнем совещании по вопросам выполнения государственного оборонного заказа глава государства поставил вопрос об импортозамещении в этой области — в связи с тем, что появились "новые вводные". "Мы должны сделать все для того, чтобы все, что используется оборонно-промышленным комплексом, все, в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс России, — все это производилось на нашей территории и чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новую систему вооружений", — поставил задачу президент страны.

Но сказанное в равной степени относится ко всей экономике. В коридорах нашей власти давно говорят о нефтяном проклятии страны, необходимости заняться развитием инновационной экономики, возрождением отечественной науки и т. д. Однако за правильными словами редко следуют практические дела. К большому сожалению.

Никита Масленников, экономист,
главный аналитик Института современного развития:

То, что сегодня премьер озвучил базовый прогноз, раньше именовалось консервативным, наихудшим вариантом. Думаю, что это реалистическая позиция. Уже хорошо, что правительство не занимается лукавыми оценками. Но этого, наверное, недостаточно, потому что нужно понимать причины. Центробанк уже сделал выводы, что главные причины текущего замедления — это внутренние структурные проблемы российской экономики, плохой инвестиционный климат, низкое качество институтов, рассогласованность экономической политики, недостаточное продвижение по пути повышения эффективности государственных расходов. Вот этими вещами надо заниматься. Полагаю, государство в любом случае выполнит свои социальные обязательства, для этого есть резервы. Однако, очевидно, придется смирить гордыню и расти медленными темпами в ближайшие год-два. Но если это подтолкнет к структурным реформам, то в итоге создадим основу для гораздо более устойчивого в долгосрочном периоде роста, чем могли бы рассчитывать сейчас.