Из-за западных санкций в России хотят сделать национальную систему бронирования авиабилетов

май 22, 2014

Угроза санкций на фоне антироссийской риторики на Западе заставили власти задуматься о безопасности России не только в банковской сфере, начав внедрение собственной платёжной системы в качестве альтернативы Visa и MasterCard, но и в сфере продажи авиабилетов: Совет Федерации РФ предлагает создать национальную систему бронирования авиабилетов в качестве альтернативы зарубежным GDS типа "Amadeus", "Sabre" и т.п. Эксперты считают эту идею правильной, однако её воплощение будет трудоёмким и очень затратным, сообщает "Турпром".

В настоящий момент на российском рынке представлены четыре основные международные глобальные дистрибутивные системы бронирования авиабилетов (GDS): Amadeus, Sabre, Galileo и Gabriel; а также российская система "Сирена". При этом мощностями Sabre, пользуется, например, "Аэрофлот", а S7 Airlines и "Трансаэро" используют Gabriel. "Сирену" же используют, в основном, более мелкие авиакомпании из России и СНГ.

При этом, как отмечают эксперты, никакие угрозы санкций не смогут выгнать с российского рынка иностранные GDS , которые здесь неплохо "кормятся". "Санкции невыгодны в первую очередь зарубежным компаниям – в том числе и GDS, перед которыми открыт обширный перспективный рынок. При этом на этом рынке они работают в крайне комфортных условиях – без налогов, без ответственности, без правовой основы как таковой, этим самым снимая сливки потребительского рынка и ничем не отвечая", - отметил Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Как пояснил эксперт, российские туроператоры и агенты систем бронирования находятся не в равноконкурентном положении по сравнению с иностранцами, поскольку они здесь уплачивают налоги и обеспечивают себе правовую базу.

"Национальные системы, в том числе системы бронирований – это веление времени. При этом нельзя переходить некую грань – необходима интеграция на рынке продаж и услуг. Формируя и поддерживая собственную систему, мы должны и интегрировать ее с международными системами, перевозчиками, только тогда она сможет стать рабочей и эффективной", - подчеркнул Юрий Барзыкин. Если же делать ее локальной, "чисто российской", в текущих условиях это обречено на провал. "Проблемы будут возникать, но в целом это позитивное направление", - резюмировал эксперт.

Представители отечественного тикитингово рынка оценивают перспективы новой российской GDS более осторожно, если не сказать пессимистично. "Если говорить реально, то эта затея, во-первых, очень дорогая, а во-вторых, очень долгая – быстро создать такую систему просто не получится. Поэтому её эффективность вызывает вопросы. Впрочем, такую национальную систему задумывали достаточно давно - ещё осенью прошлого года, когда ни о каких санкциях речи вообще не шло. Теперь, надо полагать, текущая ситуация убыстрит процесс её создания", - сообщил один руководителей крупной тикитинговой компании, пожелавший остаться неназванным.

При этом создание системы на момент прошлой осени, по информации эксперта, оценивалось в сумму примерно в 2 млрд рублей. "На текущий момент существующие системы дистрибуции, пусть их основной ресурс и расположен за границей, полностью обеспечивают потребности перевозчиков, агентов и потребителей. Хотя, конечно, иметь собственную систему логичнее в плане национальной безопасности", - подчеркнул эксперт. Кроме того, по его оценке, рынок в последнее время всё больше смещается от GDS к бронированиям напрямую в собственных системах авиакомпаний, минуя систему дистрибуции: многие перевозчики уже активно продают билеты в своих собственных системах, постепенно делая на них всё больший упор. В этой связи через несколько лет потребность в GDS может свестись к минимуму.