Защиты маловато

май 26, 2014

Павел Демин
Анна Зайкова

В своем докладе об итогах работы в 2013 году алтайский бизнес-омбудсмен Павел Нестеров написал: в данное время у него в штатном расписании четыре помощника, но необходимо в два раза больше. И это, видимо, правильно — защитников прав предпринимателей, кроме их самих, у нас крайне не хватает. Хотя защита как бы есть.

Возьмем, например, Уголовный кодекс России. Он снабжен статьей № 169, которая предусматривает наказание за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Прямо-таки суровый бич для чиновников. Но бич этот не хлесток. В базах данных Алтайского краевого суда и районных судов Барнаула ни одного вынесенного приговора по этой статье нет.

Выходит, никаких препятствий у предпринимателей не имеется? Если бы это было так, в крае не создавали бы отдельный орган с внушительным названием "Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства". Сокращенно — МВК. Орган этот настолько серьезен, что его традиционно возглавлял вице-губернатор Алтайского края, отвечающий за экономические вопросы. Но работа МВК при рассмотрении частных "наездов" на бизнес, на мой взгляд, свелась к следующему: да, права предпринимателей нарушаются, но нарушаются они по федеральным законам, чего изменить у нас, в далеком сибирском регионе, невозможно. Таких примеров было много — в практике МВД, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, энергетиков и т. д.

Еще защиту прав предпринимателей у нас объявляли народные избранники различных уровней. Например, депутат гордумы Барнаула Василий Иванович Куц (ныне — член краевого парламента). Он проводил на эту тему отдельные приемы по личным вопросам. Я был на одном из таких приемов вместе с предпринимателем Николаем Звягинцевым. Его магазин тогда совершенно беспардонно выселяли из арендуемого у города помещения на "красной линии" (пр. Ленина, 21). Депутат Василий Куц сказал, что как юрист он имеет по данному вопросу четкую точку зрения. Как экономист, сказал Василий Иванович, он тоже понимает, что происходит. И пообещал Звягинцеву содействие в решении проблемы.

Магазин Звягинцева вскоре выселили. Сказали, что там будет размещаться один из комитетов мэрии. Но открыли магазин спорттоваров.

Были в свое время и другие провозглашенные рубежи защиты малого и среднего бизнеса. Например, общественные советы по предпринимательству при главах муниципалитетов. Но в последние годы сводок оттуда нет.

Так, может быть, региональному уполномоченному по правам предпринимателей нужно предоставить не четыре и не восемь, а несколько десятков помощников? Ведь защитников малого и среднего бизнеса у нас крайне не хватает.