Валерий Ларионов: "За счет госпакета краевые власти могли бы влиять на энергокомпании"

декабрь 4, 2007

В прошлом номере «ВД» был опубликован материал «Итоги развода», посвященный реформе энергетики в Алтайском крае. Сегодня в продолжение темы мы предлагаем читателям познакомиться с точкой зрения Валерия Ларионова, генерального директора компании «Энергия-транзит», заслуженного энергетика России, экс-директора компании «Барнаульская горэлектросеть»:

- При реформировании энергетики было создано РАО «ЕЭС России», при этом 52% акций принадлежит Мингосимуществу РФ. При создании компании «Алтайэнерго» 72% акций принадлежало РАО «ЕЭС», после допэмиссии пакет РАО уменьшился до 54%. Таким образом, из 54% акций «Алтайэнерго» государству принадлежит 28,08%.

При распаковке компании «Алтайэнерго» государственная доля акций уходит в неизвестном направлении, «теряется», между тем представители администрации Алтайского края ежегодно принимали участие в собрании акционеров РАО «ЕЭС России» и имели возможность влиять на политику энергокомпании.

При акционировании энергокомпаний администрации регионов получили в собственность влияющие пакеты акций: например, в Новосибирской области - 20%, в Иркутской области - 40%. За счет государственного пакета акций краевая администрация могла бы войти во все вновь созданные акционерные общества при распаковке компании блокирующим пакетом акций и сохранить свое влияние. Но Алтайский край почему-то не взял на вооружение пример реформирования энергосистем в других регионах.

В первых вариантах реформирования «Алтайэнерго» предусматривалось создание управляющей компании, которая координировала и управляла бы деятельностью выделенных предприятий (в независимых энергокомпаниях - «Новосибирскэнерго» и «Иркутскэнерго» - осталась управляемость и координация работой всех служб). Но для Алтайского края был выбран другой вариант, и возникло функциональное дублирование. Порой одни и те же службы каждой из трех энергокомпаний занимаются одним делом, а кто старше из них - неизвестно. Кто будет старше: Алтайское регионально-диспетчерское управление (АРДУ) или диспетчерская служба компании «Алтайэнерго»? Что мы уже получили как итог.Впрогнозе электропотребления Сибирского федерального округа, разработанным Агентством по прогнозированию энергопотребления, Алтайского края вообще не оказалось.

При работе на оптовом рынке электроэнергии также необходима координация служб «Алтайэнергосбыт», АРДУ и «Алтайэнерго». Именно поэтому необходимо создавать или управляющую компанию, или координационный комитет по энергетике, наделенный соответствующими полномочиями.

Несколько слов о генерирующей компании Алтайского края. Развитие энергокомплексов регионов находится на различных уровнях. Структура энергетики зависит от энергоемкости промышленности, сельского хозяйства, развития электротранспорта, оборонной отрасли, климатических условий и других факторов. В 70-е годы XX века дефицит энергомощности компании «Барнаулэнерго» составлял около 30%. За прошедшие 30 лет из-за уменьшения объемов производства промышленной продукции, банкротства ряда предприятий, строительства ими собственных теплоисточников значительно снизилась тепловая нагрузка. Но при этом дефицит электрической энергии увеличился до 60-70%. Потребность покрывается за счет перетоков электрической энергии из соседних - кемеровской и новосибирской - энергосистем.

Создание Барнаульского филиала «Кузбассэнерго» через продажу генерации - трех барнаульских ТЭЦ и тепловых сетей Барнаула и Бийска - это решение по закрытию кредиторской задолженности компании «Алтайэнерго», а не ради улучшения теплоснабжения и покрытия дефицита электрической энергии. Филиалы всегда финансируются по остаточному принципу. Из этой ситуации есть несколько выходов:

- создание Алтайской генерирующей компании, при этом акционерный капитал в равных долях по «25%+1 акция» распределяется между РАО «ЕЭС России», краевой администрацией, мэрией Барнаула. Остальное отходит миноритариями. При этом в зону работы такой генерирующей компании должно войти и развитие теплоснабжения Бийска и Рубцовска;

- приобретение компанией СУЭК за счет своих акций всей генерации Барнаула и одновременно обозначение участия администрации Алтайского края в управлении.

Дефицит мощности должен быть хотя бы на уровне 50%. Одним из вариантов его уменьшения является поддержка строительства Катунской ГЭС по большому варианту (1300+300 МВт, выработка 7,51 млрд. кВт/час).