декабрь 10, 2007
У меня на столе лежит одна из последних глянцевых листовок «Единой России». В ней несколько известных и не очень персон призывают проголосовать 2 декабря за партию власти и президента Путина. Среди них Евгений Татаринцев, директор СДЮШОР по футболу Алексея Смертина. В листовке он якобы говорит: «Я хочу вырастить в своей школе олимпийских чемпионов. Тех, кто в 2014 году будет в Сочи побеждать. Мы ведь право провести Олимпиаду завоевали благодаря нашему президенту».
Я убежден в том, что Евгений Михайлович не мог такого сказать. Он настоящий профессионал, человек, весьма уважаемый в краевом спорте. И никаких будущих олимпийских чемпионов в своей школе он не готовит – дураку ясно. В школе Смертина растят футболистов, которые в Сочи выступать не будут (если, конечно, президент Путин не изменит к назначенному сроку программу зимних Олимпийских игр). Поэтому вывод здесь такой: директора спортивной школы подставили бестолковые, непрофессиональные пиарщики, работавшие в региональном штабе «Единой России». А руководители штаба этот прокол просмотрели. Сколько же еще глупостей, ошибок и перегибов на местах они совершили, заставляя людей поверить в то, чего нет на самом деле. Очень скоро эти «мелочи» могут серьезно аукнуться.
Главный итог прошедших в декабре выборов, по моему глубокому убеждению, должен звучать так: весной на Алтае «Единую Россию» ждет беспощадная битва за большинство в крайсовете с жаждущими реванша партиями. С левой стороны ей готовы вцепиться в горло коммунисты и аграрии во главе с ушедшим в отставку Александром Назарчуком. С правого фланга могут зайти правые, если только не сваляют дурака и сплотят свои ряды. А есть еще «справедливороссы» и «жирики», которые на прошедших выборах набрали в Алтайском крае в сумме почти 20 процентов голосов.
Выборы в крайсовет, как известно, пройдут в марте по смешанной системе: 34 депутата будут избраны по одномандатным округам, еще столько же – по партийным избирательным спискам. Ни в том, ни в другом варианте у «ЕР» не видно явного преимущества. Первое воскресенье декабря показало, что популярность партии власти в крае в настоящий момент иллюзорна. Фактор наличия в списке президента помог «единороссам» набрать лишь 54 с лишним процента голосов, а в Барнауле и Бийске и вовсе не получить большинства. Что же будет весной? На мой взгляд, у «ЕР» высока вероятность скатиться на те же самые 29,6%, что были у нее в крае в 2003 году на выборах в Госдуму.
Второй вопрос – кто будет возглавлять список «Единой России» на выборах в крайсовет. Вопрос этот очень серьезный, если не главный, в предстоящей борьбе. Теоретически его могут возглавить губернатор вместе с первым вице-губернатором или прошедшие в Думу депутаты. Но захотят ли они рисковать своей репутацией? А если не Карлин с Локтевым и не Герасименко с Рыжаком, то кто тогда? Из оставшихся депутатов крайсовета можно, предположим, составить такую тройку: Сергей Землюков, Ирина Солнцева, Борис Трофимов. При всем уважении к данным персонам шансов на убедительную викторию у них немного. Особенно в Барнауле и Бийске. А ведь победа именно в этих городах может обеспечить и общую победу на выборах.
Да, есть еще, конечно, одномандатные округа. Но задумайтесь: все ли «единороссы» крайсовета - и старые, и новые, переродившиеся за последние годы из других партий, – смогут пролезть в него через эти окошки. Слишком много желающих!
Буквально на днях я общался на эту тему с одним известным в крае политологом и консультантом. В ходе дискуссии мы как-то с разных позиций сумели прийти к нескольким общим знаменателям. Во-первых, аграрии и коммунисты могут рассчитывать в следующем крайсовете на четверть мандатов, если двинутся на выборы единым блоком (пофантазируем, как вам, например, такая тройка – Александр Назарчук, Виталий Сафронов, Николай Золотухин?). На прошедших только что выборах в Думу КПРФ и АПР смогли вместе собрать на Алтае почти 20% голосов. Почему бы не улучшить этот показатель?
Вывод второй - правые могут перетянуть на себя значительную часть голосов городских избирателей, если опять-таки сумеют выступить единым фронтом. Особенно в краевой столице. Причем многие предприниматели, разделяющие демократические идеи, могут своим выходом на политическую сцену добавить им несколько процентов. Предположим, если у правых по весне будет первая тройка Владимир Рыжков, Павел Тулин, Андрей Олишевский (или Юрий Никитин), то их шансы в городах ничуть не хуже, чем у «единороссов».
В-третьих, к выборам в крайсовет должны активизироваться «Справедливая Россия» и ее молодой лидер Дмитрий Макаров. Полученные только что эсэрами в крае 8,7% не должны никого вводить в заблуждение. Значительную часть голосов у них отнял президент, так и не вступивший в «ЕР».
И, наконец, на выборах по одномандатным округам следует ожидать появления значительного числа новых, независимых кандидатов. Ими могут стать предприниматели, чьи предприятия являются сильными (значимыми) в городах и районах. Такие фамилии есть, и эти люди уже сегодня задумываются об участии в выборах.